Часто возникает путаница в отношении того, как используются такие термины, как «авиакатастрофа» и «несчастный случай». На самом деле у них совершенно разные объяснения и признаки, которые учитываются при исследовании и обработке отчетных данных.
Что такое авиационный инцидент?
Поскольку в наши дни самолет является самым безопасным средством передвижения, полеты определяются категориальными критериями безопасности, на которые могут влиять различные факторы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 г под номером 609 принято официальное определение авиационного происшествия, которым обозначается событие, которое произошло, когда человек впервые пересек порог воздушного судна, чтобы совершить полет, до наступления полный отказ от воздушного судна (воздушного судна) лицами, совершившими рейс.
Что это означает? Такое событие не является нормой для стандартного времени полета, а также для нормальной работы самолета, экипажа, СУБП или нормального воздействия на окружающую среду. Это напрямую влияет на безопасность полетов. Однако все заканчивается без происшествий.
Виды инцидентов
Поскольку события могут быть разной природы, аварии также могут быть двух типов:
- Серьезная авиакатастрофа, в результате которой была нарушена целостность самолета. В этом случае все восстановительные работы по возврату ВС предыдущего типа будут считаться финансово целесообразными и физически целесообразными. Сюда не должны входить те случаи, когда ремонт воздушного судна требует замены какого-либо агрегата, в котором используются технологии, не упомянутые в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию конкретного типа воздушного судна.
- Серьезная авиакатастрофа, не вызвавшая аварии. В таких случаях обычно есть определенные критерии.
Критерии серьезных инцидентов
Признаки серьезных авиакатастроф:
- Случай выезда с переулка.
- Появление дыма, изменение температурного режима (его повышение или понижение), появление запаха ядовитых газов или других агрессивных веществ, а также других воздействий, наносящих вред экипажу и пассажирам.
- Падение численности из-за невыясненных обстоятельств, значительное снижение работоспособности кабины или летного экипажа.
- Неправомерное применение силы, ведущее к травмам (относится к людям, находящимся на борту самолета).
- В худшую сторону изменились летные характеристики самолета, а также его управляемость.
- Возникновение угрозы разрушения конструкции самолета из-за неликвидной возможности взрыва, неотремонтированного и продолжающегося разрушения одного из двигателей самолета, а также опасности возгорания.
- Отказ управления самолетом.
- Повреждение не классифицируется как несчастный случай.
В случае опасного сближения нескольких воздушных судов в воздушном пространстве или на территории перрона, взлетно-посадочной полосы — это считается единым событием. Однако у каждого корабля будет своя классификация последствий. То есть каждый самолет соответственно получает официальное заявление во время проверки и расследования.
Чем инцидент отличается от происшествия?
Часто люди, не знакомые с авиационной терминологией, путают понятия «авария» и «авария». Если с последним термином все понятно, то авария имеет несколько иное объяснение, которое выражается в характеристиках, которые ее характеризуют. Так что это? У авиакатастрофы есть свой период: с момента, когда первый человек поднялся на борт самолета с целью совершить полет, до момента, когда человек полностью покинул самолет. За это время могло произойти следующее:
- Нанести ущерб любому человеку со смертельным исходом. Исключение составляют случаи, когда такие повреждения не связаны с эксплуатацией воздушного судна. Аналогичный критерий включает случаи смерти по прошествии тридцати дней с момента аварии.
- Повреждение или разрушение фюзеляжа, в результате которого нарушается не только прочность самолета, но и его летно-технические функции. Требуется срочный ремонт, а также замена вышедшего из строя элемента, за исключением моментов, связанных с выходом из строя одного из двигателей, когда замена одной или нескольких деталей невозможна и требуется комплексная техническая помощь. Повреждение обтекателей, ламелей, тормозных устройств и т.д., если эти поломки не изменили конструктивный вид и прочность корабля. Нарушение целостности рулевых колес, гребных винтов, трансмиссии и прочее.
- Чрезвычайная ситуация связана с потерей самолета с радаров. Крушение самолета будет рассматриваться, если доступ к самолету ограничен или невозможен, а также операции по эвакуации (независимо от повреждения самолета).
Самолет считается пропавшим без вести, если не удалось установить его местонахождение или место крушения воздушного судна и официальные поисковые операции по спасению были прекращены. Такое решение принимает агентство РосАвиаКосмос.
Виды авиационных происшествий
Как и авиакатастрофы, у авиакатастроф есть два подтипа:
- Авиакатастрофа: ситуация на борту воздушного судна, в которой один или несколько членов летного / кабинного экипажа или пассажиров погибли или пропали без вести. То же значение применяется к ситуации аварийного выхода / эвакуации из терпящего бедствие воздушного судна.
- Катастрофа — авиакатастрофа, в результате которой не было пострадавших ни среди экипажа, ни среди пассажиров, и самолет не был объявлен пропавшим без вести.
Причины возникновения авиационных происшествий
Человеческий фактор по-прежнему является причиной авиакатастроф. Во всем мире существует некоторая статистика причин аварий, в частности наиболее частых ошибок летного экипажа. Список представлен в процентном отношении:
- Ошибки пилота — 50, в том числе 29 неспровоцированных, 16 вызванных погодными условиями, 5 — выходом из строя оборудования.
- 22 — приходится на выход из строя оборудования, не связанный с действиями летного экипажа.
- 12 — погодные условия.
- 9 — теракты.
- 7 — ошибки авиадиспетчеров, техников и т.д.
Наиболее опасными этапами полета являются взлет и посадка самолета, поскольку самолет пересекает линию и входит на малой высоте полета. В этом случае не хватает времени, чтобы оценить происходящее.
Наиболее популярные сегменты полетов с авариями, авиакатастрофами и инцидентами в процентном отношении:
- Момент забега — 24,8 %.
- Время взлета — 17,6 %.
- Посадочный момент — 16,3 %.
- Нахождение в зоне ожидания и в момент приземления — 11,8 %.
- Взлет — 11,1 %.
- Период набора высоты — 6,5 %.
- Крейсерский уровень полета — 5,2 %.
- Спуск и такси — 3,3% за каждый пункт.
Как происходит расследование?
Согласно действующим правилам, Межгосударственный авиационный комитет и специальный орган, уполномоченный в области гражданской авиации, соответственно, отвечают за расследование авиационных происшествий и происшествий. Как это бывает? Поскольку в наше время большинство аварийных ситуаций происходит не только в воздушном пространстве, но и на земле, на территории аэропорта, трактовка подобных происшествий и инцидентов значительно расширилась.
Комиссия по расследованию авиационных происшествий и происшествий в соответствии со статьей 96 Воздушного кодекса Российской Федерации наделена довольно широкими полномочиями. Эта особенность связана с тщательным изучением всех материалов дела. С учетом того, что Россия участвует в Чикагской конвенции, представители государств и другие сотрудники комиссии имеют право:
- посещать место происшествия по мере необходимости;
- осматривать воздушные суда в объеме, необходимом для составления протоколов и отчетов;
- участвовать в считывании информации с регистрационных устройств ВС;
- иметь свободный доступ ко всем вещественным доказательствам, а также просматривать всю информацию, содержащую свидетельские показания.
Важнейшим фактором является своевременность прибытия спасательных сил на место крушения. Для руководства важно своевременно предоставлять первичную информацию, которая позволяет работе комиссии по расследованию и изучению инцидента распространяться и обучаться на ходу.
Ответственность за первоначальные действия лежит на главе облгосадминистрации и главе региональной администрации территории, находящейся в их компетенции. Командир воздушного судна отвечает до прибытия спасательной команды. Вскрытие бортовых самописцев и других устройств возможно только с разрешения председателя комиссии по расследованию авиационных происшествий. Эксплант, производитель и организация-разработчик должны хранить всю документацию на самолет.
Работа комиссии
Председатель комиссии несет ответственность за организацию, координацию и проведение всех следственных работ. Обычно для облегчения работы создаются мини-комиссии под руководством основной. Помогают в изучении летных, инженерных и административных материалов. По инцидентам таких комиссий не создается. Если в пути выясняется, что необходимо возбудить уголовное дело, следователи приступают к работе. В таких случаях изъятие магнитофонов и других материалов осуществляется с разрешения правоохранительных органов.
До завершения расследования и вынесения основного приговора любое распространение информации строго запрещено. Комиссия проводит заседания, которые оформляются протоколами, подписываемыми главой кабинета министров и президентом. Отчеты о расследовании авиационных происшествий и инцидентов отражают всю работу, проделанную за определенный период времени.
Заключительный отчет содержит всю информацию, доступную Комиссии по исследованиям и экспертизе. Расследование авиакатастроф проводится таким же образом и по одним и тем же правилам. Все голоса членов этой комиссии учитываются при вынесении приговора. Если вы не согласны, вам необходимо письменно изложить свое мнение, на основании которого создается протокол обсуждения. Но есть случаи, когда особое мнение отмечается «особым» знаком».
Примеры авиационных инцидентов
Во всем мире ежедневно происходят небольшие авиационные происшествия, связанные с халатностью персонала, износом оборудования. Некоторые из них — просто следствие совпадения. Не все авиакатастрофы в России освещаются в СМИ. Однако среди внутренней документации авиакомпаний и авиакомпаний конец года всегда примечателен новым списком, в котором собраны все происшествия, происшествия и катастрофы, произошедшие в течение этого календарного года.
Например, в 2015 году в Самаре из-за отказа бортового компьютера самолет «Уральских авиалиний» совершил вынужденную посадку на пути из Екатеринбурга в Геленджик. Зал был неполным: человек около ста. Благодаря слаженной работе экипажа и действиям КВС самолет успешно приземлился в Самаре и пассажирам был предоставлен запасной самолет. В том же 2015 году вертолет Ми-8 компании Комиавиатранс вынужден был совершить посадку в районе Воркуты из-за повреждений лопастей и лобового стекла кабины пилотов.
Рассмотрим международные случаи. По результатам расследования авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Анталии (Турция) в октябре 2017 года, было установлено, что из-за халатного отношения сотрудников аэропорта Анталии при попытке взлета самолета украинской компании «Ветров». Поднялся », произошла утечка авиационного керосина (горючего). В результате после прерванного взлета самолет был доставлен на дальнюю стоянку для ликвидации последствий и определения причин аварии.
Октябрь 2017 года запомнится провальным испытанием созданного в Воронеже Ан-148. Летчикам пришлось совершить вынужденную посадку из-за отказа одного из двигателей. Инцидент расследуется на Воронежском заводе ВВС.
Очередное испытание закончилось неудачей, только на этот раз в Бразилии с новым транспортным самолетом KS-390. По результатам анализа удалось обнаружить, что из-за смещения незакрепленного тяжелого агрегата из центральной части корабля в хвостовое оперение происходило вращение вокруг своей оси и последующее вращение, от которого это было возможно выбраться из него на критической высоте метров триста. Последующие исследования конструкции фюзеляжа выявили повреждения от превышения допустимого предела перегрузки.
А 1 января 2018 года произошел новый инцидент с турецкой авиакомпанией Turkish Airlines. В Стамбуле одному из наблюдателей удалось сфотографировать самолет Airbus-321, который столкнулся с группой разноцветных воздушных шаров. К счастью, это стало просто красивой картинкой, но не забывайте, что такие продукты наполнены газами, которые могут быстро воспламениться, и если такое вещество попадет в авиационные двигатели, могут возникнуть непоправимые последствия.
Самые страшные и известные авиакатастрофы
В истории пассажирского авиатранспорта сотни аварий. Страшно представить, о чем люди думали в последние секунды своей жизни. Благодаря современным технологиям, можно познакомиться практически со всеми крупными катастрофами через средства массовой информации или через документальные фильмы BBC о расследованиях авиакатастроф.
Примером одной из крупнейших аварий стало крушение Boeing 747 Japan Airlines. Произошло это в 1985 году. Самолет летел по маршруту Токио — Осака и через 12 минут полета в кабине сработал сигнал о технической неисправности корабля. Выяснилось, что у самолета оторвался киль и в течение получаса командир и второй пилот пытались стабилизировать положение самолета. Однако чуда не произошло. Боинг 747 столкнулся с горным хребтом. На борту находились 520 человек, но по известной информации 4 из них каким-то образом сумели выжить.
Примером серьезного столкновения в воздушном пространстве стала авиакатастрофа на Индийском полуострове. В 60 км от столицы Дели упали обломки самолетов Боинг-741 и российского Ила-76, летевших под флагом Казахстана. Причина — несанкционированное снижение самолета Ил-76 с 15 до 14 футов, в результате которого он пробил стабилизатор и левое крыло Боинга. Последний моментально рухнул и упал, а вслед за ним и потерявший управление «Ил». 349 человек погибли.
Катастрофа 1974 года считается крупнейшей аварией во Франции. Затем по маршруту Стамбул — Париж — Лондон самолет Turkish Airlines потерпел крушение сразу после взлета из-за декомпрессии всего салона. По сложившимся обстоятельствам резкое падение высоты кабины произошло в связи с плохо закрепленной дверцей грузового люка, которая при достижении недопустимой нагрузки и при отсутствии надувания внутреннего пространства открылась, повредив систему управления самолетом. Самолет с 346 пассажирами разбился в Эрменонвилле за 72 секунды. Выживших не обнаружено.
Самолет Saudi Airlines L-1011 упал на землю. Во время движения по маршруту Эр-Рияд — Джидда в трюме произошел пожар. Экипаж успешно перевернул самолет и приземлился в исходной точке. Однако почему-то не заглушил двигатели и продолжил движение по трассе. В итоге он держался очень далеко от пожарных, которые не осмеливались подойти близко. Огонь занял до 23 минут, чтобы охватить весь периметр самолета, в результате все 301 человек сгорели заживо или умерли от удушья.
Еще одна страшная катастрофа произошла летом 1988 года. Широкофюзеляжный А-300 был сбит на иранской территории по маршруту Тегеран-Дубай. Американский военный крейсер в бухте попросту ошибся, неверно определив борт. Ракета класса «земля-воздух» унесла жизни 290 человек, и правительство США не предложило ни одного оправдания своей трагической оплошности. Однако американцы выплатили семьям компенсацию в размере 62 миллионов долларов, не признав своей вины. Парадокс.
С тех пор, как мы коснулись Америки, самой большой катастрофой в истории США стала авария в 1979 году. Из-за плохого обслуживания авиалайнера после взлета вышел из строя один из двигателей, в результате чего он полностью оторвался от пилона крыла. Рейс, следовавший из Чикаго в Лос-Анджелес, закончился аварией возле взлетно-посадочной полосы и гибелью 273 человек.
Одна из самых загадочных катастроф — крушение малайзийского Boeing 777 под Донецком, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Результаты расследования только ждут публикации, но, по известной информации, самолет был сбит. Погибло более 300 человек.
Одной из крупнейших катастроф, связанных с террористическими актами, стала катастрофа А-321 на Синайском полуострове, где массово погибли российские туристы, возвращавшиеся из отпуска по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. После взлета, спустя 23 минуты, самолет пропал с радаров диспетчеров, а позже обломки корабля были обнаружены недалеко от города Нехель. Части самолета были разбросаны на изрядном расстоянии друг от друга. Согласно выявленной информации, в багажник была заложена бомба в виде банки с газированным напитком, которая взорвалась после подъема. В результате стихийного бедствия погибло 224 человека, ответственность за гибель которых взяла на себя запрещенная группировка Исламского Государства Ирака и Леванта.
Самой нелепой и самой большой катастрофой считается столкновение двух самолетов в аэропорту Тенерифе в 1977 году. Почему смешного? Все из-за того, что оба Боинга-747 в то время не должны были находиться на территории Тенерифе. Однако экспедиторы перенаправили их в связи с терактом на Гран-Канарии. Два «Боинга», голландская и американская авиакомпании, двигались по одной рулежной дорожке лицом друг к другу. Столкновения избежать не удалось, так как надзор экспедиторов заметили очень поздно. 583 человека погибли, 60 выжили.