Аудит кассовых операций нужен для того, чтобы обеспечить безопасность при работе с деньгами, а также улучшения условий по их транспортировке и хранению. Помимо этого с помощью аудита можно определить сроки и порядок проведения ревизий внутри компании. Организациям и предпринимателям следует очень тщательно относиться к порядку ведения кассовых операций, так как в случае нарушений им будет грозить административная ответственность и штрафы.
Что такое аудит кассовых операций
Проверка или аудит кассовых операций подразумевает проведение целого ряда процедур. О проведении проверки специальной службой компанию могут оповестить заранее, либо проводиться она может и без оповещения. Аудит может проводиться как внешними специалистами, так и внутренними, специально созданными для аудита подразделениями.
Важно! При возникновении подозрений у руководителя компании в том, что при работе с наличными допускаются нарушения, он может запросить проведения проверки у аудиторских служб. Если в привлечении специалистов со стороны компания не нуждается, то провести проверку она может и своими силами.
Этапы аудиторской проверки кассовых операций
Любая аудиторская проверка состоит из определенных этапов, следующих друг за другом:
Этапы проведения аудита кассовых операций | Что в себя включает |
1 этап: Планирование аудита | Определяются стратегия проверки, составляется программа аудита, оцениваются объемы |
2 этап: Сбор и анализ информации | Вся подготовленная информация анализируется и выявляются проблемы. Определяются пути для решения выявленных проблем |
3 этап: Заключение аудитора | Составляется аудитором, проводившим проверку и содержит его мнение об итогах проверки |
Планирование аудита
Важно! Одним из главных шагов в проведении аудита является планирование. Именно на этом этапе определяется как именно будет проводиться проверка. От этого этапа будут зависеть все последующие этапы, а если при планировании будет допущена ошибка, то аудит нужно будет проводить вновь.
На данном этапе происходит определение стратегии проверки, создание программы аудита, а также оценка объемов проверки. Аудиторами составляется план, согласно которого будет выстаиваться общая программа. Данный этап включает в себя большое число процедур, которые необходимы для проведения эффективной проверки. На основании подготовленной информации можно будет выделить ошибки и приступить к основным действиям.
Сбор и анализ информации
Вторым этапом происходит сбор информации и ее анализ. Вся информация, которая получена на данном этапе должна складываться в целостный результат, по которому будет ясно, что следует делать для решения выявленных проблем (Читайте также статью ⇒ Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 2024).
Заключение аудитора
По итогам первого и второго этапа, специалисты, проводящие аудит получают информацию, которая должна быть оформлена в виде акта – заключение аудитора. Данный документ будет содержать информацию о самом аудиторе, а также его мнение об итогах проверки (Читайте также статью ⇒ Аудит налоговой отчетности).
Методики проведения аудита
Проведение такой процедуры, как аудиторская проверка происходит на основании одной из методик, к которым относятся:
- Отраслевая методика, применяемая в соответствии с отраслью, в которой занят проверяемый объект.
- Специальная
- Традиционная, схема проверки которой основана на определенных разделах бухгалтерии. Она соответствует юридическому законодательству и дает наиболее точные результаты. Для такого аудита следует разработать специальную методику, при которой по определенным чертам создаются экономические группы.
- Юридическая основан на соответствующих нормах законодательства.
Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций
При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:
- излишки денежных средств в кассе или их недостача;
- несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
- выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
- выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
- некорректное отображение кассовых операций.
Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:
- перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
- при смене лица, ответственного за финансы компании;
- в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
- при передаче имущества иному лицу во владение;
- после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
- при ликвидации или реорганизации компании.
Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:
- Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
- В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
- Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
- Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
- Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
- В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
- В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
- Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
- Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.
Законодательная база
Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.
Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:
- Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
- Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
- Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».
Ответственность за проведение
Любая компания несет определенную ответственность за осуществление контроля внутри компании. Аудитор же должен удостовериться в том, что данная система контроля работает исправно и без нарушений.Задачами руководителя компании будут являться:
- Оборудование кассы должным образом, а также обеспечение сохранности денежных средств как при хранении внутри компании, так и в случае транспортировки в банк.
- Обеспечить наличие кассовой книги (при этом должна быть только одна книга).
- Следить за тем, что бы в кассе хранились только денежные средства компании, а не личные ценности и деньги сотрудников.
- Осуществлять прием наличности только с применением ККТ.
Что проверяется при аудите кассовых операций | Особенности проверки |
Первичная документация | Вся первичка должна быть заполнена должным образом и содержать необходимые подписи. Наличие исправлений в документах не допускается. |
Правильность оприходования денежных средств | С этой целью проводится сверка сумм из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какая-либо сумма будет пропущена, то это будет считаться грубым нарушением. |
Соблюдение лимитов при расчетах наличными | При проведении сделок купли-продажи запрещено принимать наличными денежные средства в суммах, превышающих установленный законодательством лимит. Если такая необходимость есть, то операция должна проводиться через банк. |
Инкассация наличных | Компании и предприниматели вправе сдавать денежные средства через инкассаторские службы. В этом случае денежные средства будут защищены. При оформлении каждой сумке должна составляться денежная ведомость. |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Как проводится инвентаризация кассы при аудите кассовых операций?
Ответ: При проведении инвентаризации должны присутствовать главбух и кассир. Если в компании несколько кассовых аппаратов, то опечатывается каждый из них. Это необходимо для того, чтобы избежать переноса денежных средств или изменения информации в кассовой книге.