Государственная антимонопольная политика призвана обеспечить свободную конкуренцию на рынке. Для реализации этой задачи создано специальное федеральное учреждение.
Антимонопольная система
Деятельность уполномоченной федеральной инстанции и ее территориальных представительств регулируется отраслевым нормативным актом. Этот правовой документ – 135-ФЗ – устанавливает основные положения, связанные с обеспечением защиты конкуренции. В нормативном акте определяются функции уполномоченных органов, их полномочия, обязанности и права. Кроме того, документ определяет ответственность субъектов, нарушающих положения закона.
Задачи инстанций
Действующие в стране антимонопольные организации:
- Контролировать соблюдение регламента.
- Выявить нарушения.
- Принять меры по пресечению экономической преступности.
- Виновные должны быть привлечены к ответственности.
- Избегайте недобросовестной конкуренции и распространения монополий.
Территориальные подразделения подчиняются федеральному учреждению. Его деятельность регулируется антимонопольным законодательством и положениями, утвержденными вышестоящим органом. Последний наделяет территориальные представительства соответствующими полномочиями в рамках их компетенции.
Работа структур
№ 135-ФЗ определяет следующие полномочия контролирующих органов:
- Возбуждение и расследование дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
- Выдача субъектам хозяйствования, органам исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, а также иным учреждениям, осуществляющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам и должностным лицам инструкций, имеющих обязательный характер. Например, антимонопольный орган может обязать компанию перечислить в бюджет доход, полученный в связи с нарушением нормативных требований. Исполнительному территориальному органу может быть предписано изменить или отменить правовой акт, несовместимый с федеральным документом.
- Привлекать к ответственности граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, должностных лиц, допустивших правонарушения в сфере конкуренции, в порядке и случаях, предусмотренных нормативными актами.
- Подавать жалобы, заявления по выявленным преступлениям в суды.
- Участвовать в судебных разбирательствах, связанных с нарушением/применением нормативных требований.
- Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
- Ведите реестр компаний, чья доля рынка определенных продуктов превышает 35%.
Федеральный антимонопольный орган также уполномочен издавать нормативные акты и давать разъяснения по вопросам применения действующих норм законодательства о конкуренции.
Экономическая концентрация
Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и пост-надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. Область экономической концентрации является одним из ключевых направлений работы института. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения этой сфере. В нормативном акте, регулирующем обеспечение защиты от конкуренции на финансовых рынках, дано толкование понятия «концентрация капитала». Это рассматривалось как присоединение, слияние финансовых компаний, приобретение акций/активов/долей в капитале каждой из них и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и иные действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Эксперты считают эту интерпретацию довольно расплывчатой.
Антимонопольный контроль
В искусстве. Статья 27 нормативного акта, регулирующего сферу защиты конкуренции, определяет случаи реорганизации и создания обществ с согласия надзорного органа. Таким образом, антимонопольный орган обязан выдать разрешение при соблюдении любого из следующих условий:
- компании объединяются, общая стоимость активов, по данным бухгалтерского баланса на (последнюю) отчетную дату, предшествующую дню подачи заявления, составляет более 3 млрд руб.;
- совокупный доход таких компаний (групп лиц) от реализации продукции за календарный год, предшествующий периоду присоединения, составляет более 6 млрд руб.;
- одна из компаний имеет долю рынка более 35% по конкретному продукту%.
Разъяснения
Общая стоимость составляет 3 миллиарда рублей, а общая выручка в размере 6 миллиардов рублей выступает критерием для получения согласия надзорного органа на слияние одного общества с другим, создание общества, если Уставный капитал оплачен акций (долей) или имущества другого коммерческого юридического лица. При слиянии финансовых организаций и создании ком структуры, до тех пор, пока их УК покрывается финансовыми активами фин компаний, антимонопольный орган должен дать разрешение, если общая стоимость активов превышает сумму, установленную Правительством по согласованию с Банком Центральный. В качестве критерия получения согласия контролирующего органа при создании хозяйственного общества за счет имущества другого ком.
Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
Если раньше у вас вообще не было такой возможности или ваша доля была меньше 25%. Это требование не распространяется на учредителей компании на момент ее регистрации.
Статья 29
Определяются случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых компаний, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение требуется, если стоимость акций по данным последнего баланса выше размера, установленного правительством, а для кредитных организаций — Высшим исполнительным институтом и Центральным банком. Таким образом, с предварительного разрешения надзорного органа покупка акций ООО «Управляющая компания» лицом (группой лиц), владеющим не менее 1/3, но не более 50% долей в капитале данного общества, если после совершения сделки лицо приобретает право распоряжаться более чем половиной акций. Как правило, случаи получения согласия антимонопольного органа, как это определено в статьях 28 и 29.
Другие сделки
Законодательством определены случаи, в которых согласие антимонопольного органа не требуется до совершения юридически значимых действий. При этом нормативный акт обязывает субъектов направлять уведомление после заключения соответствующих сделок, если выполняется комплекс условий:
- Юридически значимые события происходят с участием лиц, принадлежащих к одной группе.
- Список лиц, являющихся сторонами правоотношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган по установленной форме не позднее, чем за 1 месяц до совершения сделки. При этом к списку должны быть приложены причины включения лиц в рассматриваемую группу.
- Список лиц на момент совершения сделки не изменился по сравнению с тем, что был представлен контролирующему органу до проведения мероприятия.
Прочие случаи уведомления
Они определены в ст. 30 ЗФ № 135. В соответствии с этим правилом надзорный орган должен быть уведомлен коммерческим обществом о его создании в результате слияния, если общая стоимость активов по данным последних балансов или Суммарная выручка от реализации продукции за календарный год, заканчивающийся до начала периода присоединения компаний, деятельность которых в результате этого события будет прекращена, составляет более 200 млн рублей. При этом уведомление должно быть направлено не позднее 45 дней после даты реорганизации. Финансовые компании являются исключением. Субъекты, которые обязаны уведомлять контролирующий орган об операциях и иных действиях, подлежащих антимонопольному контролю.
Ответственность
К основным последствиям нарушения инструкции о предварительном согласии антимонопольной организации, а также порядка предоставления соответствующих уведомлений относятся:
- Ликвидация коммерческого общества по решению уполномоченного органа.
- Реорганизация компании в форме выделения или разделения в судебном порядке.
- Признание недействительными операций, осуществленных по требованию надзорного учреждения.
Заключение
Согласно Отчету об основных направлениях и результатах работы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, представленному в правительство, стратегической задачей антимонопольной службы является обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в рамках единого экономического поля. Исходя из этой задачи, сформулированы ключевые направления работы института. К ним относятся:
- Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
- Устранение и предотвращение негативного влияния органов местного и государственного управления на функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении муниципальных и государственных заказов.
- Гарантировать равный доступ потребителей к услугам, товарам и работам, реализуемым естественными монополиями.
В ФАС есть Общественно-консультативный совет. Включает в себя представителей некоммерческих компаний, бизнес-ассоциаций. В функции Совета входит контроль за работой ФАС, выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики по предотвращению и пресечению нарушений нормативных актов. В Институте надзора также есть группы экспертов в определенных областях своей деятельности. Начальник антимонопольной службы — И.Ю. Артемьев.