Антимонопольное регулирование. Антимонопольный комитет. Федеральная антимонопольная служба

Автор статьи

Амина С.

2 минуты на чтение
390 просмотров
Содержание Содержание

Для противодействия монополизации рынков, а также для обеспечения защиты конкуренции государство разрабатывает специальные законы. На этой основе выявляются и налагаются санкции на соответствующие компании. Государственное антимонопольное регулирование осуществляется через специальные органы. Применять соответствующую политику, поддерживать здоровое предпринимательство. Далее посмотрим, как осуществляется антимонопольное регулирование в России.

 

Историческая справка

Первая попытка осуществить антимонопольное регулирование экономики была предпринята еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана в США. Однако принятие соответствующих стандартов было сорвано российской организацией предпринимателей. Итак, как таковой антимонопольный закон появился только в 1991 году. На сегодняшний день основными нормативно-правовыми актами по этому вопросу являются Конституция, указы Президента, Федеральный закон, гарантирующий защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, приказы и постановления Правительства, и т.д.

Исполнительный орган

С 1999 года — Министерство поддержки предпринимательства и антимонопольной политики Российской Федерации. До этого исполнительная организация была просто еще одним органом. Это был соответствующий Госкомитет. Сегодня Управление антимонопольной службы оказывает в том числе поддержку малому бизнесу, создавая здоровые условия для развития конкуренции.

Предмет регулирования

Это отношения, которые могут влиять на конкуренцию на финансовых и страховых рынках. Недостатки антимонопольного регулирования и политики, призванной обеспечить здоровую среду для взаимодействия, наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. На сегодняшний день отсутствуют механизмы предотвращения неправомерного сговора участников с целью взвинчивания цен.

Отсутствует четкая и научно обоснованная методология регулирования затрат в естественной монополии, а также в высокомонополизированных сферах (в химико-металлургическом и топливно-энергетическом комплексах). В результате увеличивается инфляция издержек и появляются ценовые диспропорции. Все это подрывает финансовое положение многих компаний, работающих в сфере производства, сельского хозяйства и сферы услуг. В то же время сохраняется крайне неудовлетворительное состояние системы защиты прав потребителей. Посредством проверок антимонопольная служба продолжает регистрировать значительное количество товаров, непригодных для потребления, особенно иностранного производства.

антитрестовский закон

Содержание и виды политики

Регулирование антимонопольной деятельности включает два аспекта (направления):

  • Подготовка и принятие специальных регламентов.
  • Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контроль за соблюдением принятых положений.

Модели

Их различают два. В юридической экономической литературе антимонопольное регулирование представлено в виде американской и европейской моделей. Первый — это так называемый «структуралистский подход» к проблеме. Второй называется «поведенческим».

Американская модель

В ее основе лежит принцип запрета монополии как структурного элемента независимо от ее социально-политических последствий. Сторонники такого подхода утверждают, что промышленность с таким устройством будет вести себя соответствующим образом.

В результате экономическая деятельность монополистических структур, безусловно, будет негативной с социальной точки зрения. Соответственно, они должны подчиняться соответствующим правилам. Таким образом, данная модель принимает форму правоприменительного процесса. Если имеет место нарушение антимонопольного законодательства, это подразумевает преследование и последующее наказание.

антимонопольное регулирование экономики

Европейская модель

В отличие от предыдущего, антимонопольное регулирование в соответствии с этим подходом в основном предусматривает борьбу с различного рода злоупотреблениями. Согласно европейской модели, в центре внимания находится не отраслевая структура, а деятельность отдельных субъектов.

В этом случае действует принцип разумного подхода. Он относит к незаконным не любую монополию, а только ту, деятельность которой вызывает негативные социально-экономические последствия. Для реализации этого правила необходимо сформировать специальную систему органов, контролирующих и анализирующих состояние конкуренции на различных рынках. При необходимости ваша антимонопольная деятельность может включать регулирующие, корректирующие и запретительные меры, носящие в основном административный характер.

Сближение подходов

В последние десятилетия наблюдается уменьшение различий между этими моделями. При этом конвергенция ориентируется больше на европейский подход, когда антимонопольное регулирование экономики осуществляется не столько на основе абсолютных и относительных размеров хозяйствующих субъектов. Больше внимания уделяется последствиям их деятельности для общества.

регулирование антимонопольной деятельности

Регулирование антимонопольной деятельности в РФ: особенности

Национальная практика больше ориентирована на европейский подход. Это находит отражение в содержании законодательной базы и полномочиях деятельности органов исполнительной власти. Последние в основном применяют организационные и административные приемы. Антимонопольное регулирование экономики в Российской Федерации содержит следующие составляющие:

  • Перечень запрещенных форм нездоровой (недобросовестной) конкуренции.
  • Понятие монополии, ее количественная и качественная характеристика.
  • Определение системы органов, осуществляющих контроль, их полномочий, обязанностей и функций.
  • Принятые меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Понятие хозяйствующего субъекта

Монополист выступает как важнейший элемент системы регулирования. В отечественной юридической практике количественные критерии и содержание дела выражаются через понятие «доминирующее положение». Это определение является центральным в Законе о конкуренции.

Согласно нормативным положениям доминирующее положение представляется как исключительное положение одного или нескольких коммерческих субъектов на рынке определенного товара, позволяющее ему решающим образом влиять на общие условия его выставления счетов или препятствовать доступу к нему других субъектов. В Российской Федерации монополистом признается предприятие, доля которого в определенной продукции составляет 65% и более. В ряде случаев по решению управляющего субъекта доменное положение признается за субъектом, участие которого не превышает 35%.

Виды злоупотреблений

К этой категории относятся действия, которые влекут или могут привести к ограничению конкуренции:

  • Навязывание неприемлемых условий договора другой стороне.
  • Вывод продукции из обращения с целью создания дефицита и увеличения себестоимости.
  • Принуждение к заключению «родственных договоров».
  • Создание барьеров доступа на рынок для других субъектов.
  • Нарушение существующего порядка ценообразования.
  • Установка исключительно низкой или высокой стоимости.
  • Необоснованный отказ от заключения договора с определенными покупателями при возможности производства соответствующей продукции.

Все эти злоупотребления должны быть зарегистрированы Федеральной антимонопольной службой.

Формы недобросовестной конкуренции

В России к этой категории относятся:

  • Распространение недостоверной информации, способной нанести ущерб коммерческой репутации другого лица или причинить убытки.
  • Недостоверная информация о потребительских качествах и месте производства.
  • Некорректное сравнение других хозяйствующих субъектов.
  • Продажа продукции с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых наименований и зарегистрированных товарных знаков.
  • Получать, использовать и последующее раскрытие производственной, научной, технической или коммерческой информации без согласия ее владельца.

антимонопольная деятельность

Обеспечение контроля

Главным исполнительным органом Российской Федерации является МАП (Министерство антимонопольной политики), которое поддерживает предпринимательство. Уполномоченные им филиалы действуют в регионах. Основными задачами, выполняемыми Федеральной антимонопольной службой, являются:

  • Содействие в формировании рыночных отношений, основанных на предпринимательстве и конкуренции.
  • Предупреждение, ограничение и последующее пресечение монополистической деятельности.
  • Государственный контроль за соблюдением соответствующих нормативных документов.

Антимонопольная служба может дать хозяйствующему субъекту соответствующие предписания, которые будут обязательными для исполнения. Они могут свидетельствовать о необходимости устранения последствий, обособлении или выделении подразделений из общей структуры компании, изменении или расторжении некоторых договоров, противоречащих нормам. На монополиста может быть возложена обязанность заключить с другим субъектом договор, предусматривающий отчисление из федерального бюджета дохода, полученного в результате несоблюдения установленных законом норм.

Министерство контролирует создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих структур и их объединений. Действие антимонопольного законодательства также распространяется на приобретение акций или долей участия в уставном капитале хозяйствующего субъекта. МАП также следит за соблюдением его положений. Антимонопольное законодательство Российской Федерации в основном включает в себя методы организационно-распорядительного воздействия. Однако в некоторых случаях могут применяться более строгие меры.

Разграничение рыночных секторов

В структуре экономики современных стран всегда есть сферы, где поддержание и поддержание конкуренции нецелесообразно. Это может быть связано с неэффективностью сферы или другими причинами, например, обеспечением системы национальной безопасности государства. В этом смысле антимонопольная политика не предусматривает полной ликвидации доминирующих компаний. При этом упор делается на полную инвентаризацию рынка, разделение секторов на конкурентные и неконкурентные, как в принципе.

В последнем случае компания, занимающаяся данным сегментом, попадает в категорию «естественных (государственных) монополистов». В этом случае считается оправданным сохранение доминирующего положения. Естественная монополия – это рыночное состояние, при котором эффективность удовлетворения спроса выше при отсутствии конкуренции. В основном это связано с технологическими особенностями производства. Продукция, производимая естественной монополией, не может быть заменена другими товарами.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи