Право на альтернативную гражданскую службу предоставляется лицам, убеждения или религия которых противоречат нахождению в рядах армии. Такая возможность установлена в ст. 59, раздел 3 Конституции. Перечень оснований для замены военной службы альтернативной гражданской службой не является исчерпывающим. Этот перечень оставляют открытым с указанием на возможность существования иных причин, предусмотренных стандартами. Далее рассмотрим подробнее, что такое альтернативная госслужба РФ.
Юридический аспект
Порядок назначения лиц на АГС устанавливается Законом «Об альтернативной гражданской службе», а также принятыми на его основе нормативными актами. Положения Федерального закона предусматривают дополнительное основание: принадлежность к малочисленному коренному городу. При этом учитываются поведение традиционной экономики и род занятий по призыву.
Характеристика
Альтернативная государственная служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемой в интересах государства и общества. Людей, которые должны числиться в резерве, в АГС не направляют. Альтернативная гражданская служба – это деятельность, которую осуществляют те, кто пошел бы на военную службу, если бы их не нужно было отправлять в АГС. В этом смысле в запас зачисляются призывники, признанные негодными или имеющие ограничения по здоровью. В связи с этим Законом предусмотрен перечень лиц, не подлежащих обращению в АСЦ. К ним относятся граждане, которые:
- У них есть причины, по которым им может быть предоставлено продление.
- Не подлежит призыву на военную службу.
- У них есть основания, по которым они могут быть освобождены от военной службы.
Обращение в комиссариат
Для реализации своего права на альтернативную службу призывник должен лично подать заявление. Бумагу необходимо принести:
- До 1 апреля для тех, кого необходимо вызвать в октябре-декабре текущего года.
- До 1 октября для тех, кого собираются отправить на службу в апреле-июне следующего года.
Для некоторых категорий установлены разные сроки подачи заявок. В частности, это положение распространяется на тех, кто пользуется отсрочкой. Если их сроки истекают после окончания очередного призыва, в случае досрочного прекращения дела граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной после 1 апреля или 1 октября в течение 10 дней с момента причины отсрочки устранены. При нарушении этой процедуры (импровизированное обращение в полицию) лицо лишается этой возможности. Данное указание действует и при наличии у гражданина оснований для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.
Важный момент
Причина (религиозная, пацифистская и иная, предусмотренная законом), препятствующая обязательной воинской повинности, может возникнуть в любое время и в течение периода с момента окончания срока, отведенного для подачи заявления в отделение полиции, до принятия комиссией решения решение о гражданине, даже. Отсутствие возможности направления в АГС лица, имеющего судимости, не позволяющую ему находиться в рядах армии, означает нарушение его интересов и конституционных свобод.
Принятие решение комиссией
В течение одного месяца со дня истечения срока, в течение которого можно подать заявление, гражданин вызывается на собрание. На предварительном заседании заявление рассматривается в присутствии лица, желающего пройти в АСЦ. Выслушав речь призывника, других лиц, осмотрев представленные поступающим документы и другие материалы, должностные лица выносят решение. Оно может содержать заключение о замене на альтернативную военную службу или мотивированный отказ в удовлетворении обращения.
Отклонение прошения
Федеральный закон устанавливает основания, по которым комиссия может отказать претенденту, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской службой. К ним относятся, в частности:
- Нарушение порядка или прекращение лечения.
- Несоответствие характеристических бумаг и других данных доводам призывника о его убеждениях, создающих препятствие для прохождения воинской службы.
- Отсутствие дважды на заседании комиссии без уважительной причины.
- Заведомое указание в заявлении и иных прилагаемых к нему документах недостоверных сведений.
- Уклонение от альтернативной гражданской службы в прошлом.
Если просьба была удовлетворена, новобранец получает направление на медкомиссию и повестку совещания для решения вопроса о непосредственном направлении в АГС. Если гражданин получает отказ, то он направляется на военную службу на общих основаниях. Выводы и решения призывной комиссии, препятствующие обращению в АСЦ, призывник может обжаловать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.
Сроки
Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его в АГС, направляется к месту его перевозки комиссаром. Срок альтернативной службы превышает срок обязательной военной службы в 1,75 раза. Этот:
- Для призывников, направленных в АГС после 1 января 2008 г., — 18 месяцев.
- Для лиц, окончивших муниципальные, государственные образовательные учреждения или получивших государственную аккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных высших учебных заведений и прошедших альтернативную службу до 01.01.2008 г. — 18 месяцев.
- Для остальных граждан, направленных до 1 января. 2007 г. — 36 мес.
- Для лиц, состоящих на учете в АСЦ с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно — 27 месяцев.
Прохождение гражданской альтернативной службы
Новобранцы могут носить АСУ индивидуально или в составе соединений и групп в организациях:
- Находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.
- Подведомственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, соединений и учреждений в качестве гражданских служащих.
Мнение мировой общественности
В резолюции, принятой Комиссией ООН, подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должна быть небоевой. Способ вашего передвижения должен служить общественным интересам и иметь соответствующую «некарательную» продолжительность. Эти определения аналогичны рекомендациям Комитета министров Совета Европы о том, что продолжительность альтернативной службы по сравнению с военной службой должна находиться в разумных пределах. Наряду с введением АСУ государство может установить порядок организации невооруженных формирований. В них могут служить граждане, основания отказа которых связаны с личным применением оружия. Эта Рекомендация также содержит дополнительное примечание.Суть ее заключается в том, что люди, находящиеся в АСУ, не должны быть социально или экономически неблагополучными. К альтернативным следует также отнести включение в стаж службы военной службы, определение пенсий и поощрений по службе.
В Резолюции Европарламента также указано, что продолжительность АГС не должна превышать срок пребывания в армии более чем на 50%. Большая продолжительность нужна только как компенсация затраченного времени на выполнение резервных упражнений. В Постановлении также содержится призыв к защите граждан, проходящих альтернативную службу, от эксплуатации их труда и оплате их деятельности на том же уровне, что и лицам, призванным в вооруженные силы. В то же время,документ содержит рекомендацию о том, что призывникам, проходящим альтернативную службу, должна быть предоставлена возможность прохождения каникулярного обучения и обучения, аналогичного тому, что предоставляется в рядах войск.