Акт списания является одним из важнейших документов на предприятии для подтверждения расходов для составления отчета по налогу на прибыль. Отчитываются по ней организации, которые выбрали в качестве налогообложения общую систему. Перемещение материалов организовано по разному, но акт списание является обще признанным документом.
Для чего необходим акт списания на предприятии
Деятельность организации всегда связана с приобретением товаров, их оприходованием, перемещением и расходованием.
Так, например:
- Если ООО работает со строительными материалами и они систематически отпускаются по точкам на стройки , то оформляют лимитно — заборные карты. Они заполняются на месяц, в двух экземплярах, один остается на складе, а второй — у материально-ответственного лица в отделе или подразделении предприятия. В конце месяца карта передается бухгалтеру, чтобы оформить выбытие материалов.
- Если отгрузка материалов происходит едино разово, то необходимо оформить товарную накладную(ТОРГ-12). Так происходит отгрузка канцелярский принадлежностей, бензина и т.д.
- Когда происходит списание материалов, бухгалтер делает проводки в 1С бухгалтерии, указывая по кредиту счет 10 (материалы), а по дебету — счет затрат.
Важно! Акт на списание является подтверждением выбытия материалов, оформляется на основе первичных документов и подписывается комиссией. В бухгалтерии расход материалов учитывается в денежном выражении.
Варианты списания материалов по акту:
Методы | Описание |
Метод средневзвешенной стоимости | Чтобы воспользоваться данным методом необходимо посчитать общую сумму, на которую поступили материалы, их количество, затем общую сумму разделить на количество, получим среднюю стоимость за дин материал и умножим ее на количество |
Метод ФИФО | Материалы списываются по мере поступления, сначала те, что первые, затем последующие |
Метод ЛИФО | Здесь ситуация противоположная предыдущей, сначала последние поступившие, затем первые |
Идентификация | Редкий метод из-за своей трудоемкости, поскольку оформляется на каждую единицу, например в ювелирном деле, списываются драгоценные камни |
Общие требования к оформлению акта
1.При составлении акта на списание материалов указывают его номер, дату, наименование материалов, единицы измерения, их количество, цену, общую сумму, место хранения, причину списания и счет затрат.
2.Созывается комиссия из трех человек, подписывает акты, с указанием должности и ФИО.
3.Утверждается акт руководителем предприятия, и ставится печать. Акт на списание подписывает и материально-ответственное лицо, но членом комиссии он не является.
- Бухгалтер записывает проводку:
Д (счет затрат), К (счет материалов).
Акт не имеет законодательно установленной формы, поэтому каждая организация вправе оформлять его по собственному шаблону, однако стоит придерживаться основных правил составления и утвердить локальным актом предприятия.
Указанные обстоятельства, как правило, выявляются лицами, ответственными за материальные ценности в организации. Во всех случаях учет таких материальных ценностей невыгоден для организации и влечет несение дополнительных расходов. Кроме того, не списание материальных ценностей может стать основанием для злоупотребления со стороны лиц, непосредственно работающих с материальными ценностями.
Перед принятием руководителем решения о списании свою работу выполняет специальная комиссия. Ее состав утверждается приказом руководства и включает в себя, как правило, главного бухгалтера, материально ответственных лиц и других специалистов, если проведение списания требует специальных знаний в какой-то области.
Читайте также статью⇒Акт списания дебиторской задолженности.
Образец акта списания на предприятии
Утверждаю :
Генеральный директор ООО «Полюс»
Петров П.О.
31.07.2024
Акт на списание материалов
№2 от 31.07.2024г.
Структурное подразделение: офис предприятия
Материально-ответственное лицо: ФИО, должность
Комиссия в составе трех человек, юриста Смоляк О.П., кадровика Петровой Р.О., заместителя директора Ропак П.О. произвела проверку офисных материалов и выявила расходование следующих:
№ | Наименование | Ед.измерения | счет | Фактически | Причина списания | ||
Кол-во | Цена о учету | стоимость | |||||
1 | Дырокол | шт | 10 | 3 | 500р. | 1500 |
Списано на сумму 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00коп.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Наименование товаров, которые списываются должны полностью соответствовать приходным накладным, а также стоимость мы берет оттуда же.
По каким причинам списываются материалы, всегда ли обязательно оформлять акт
- Товар подлежит списанию по причине порчи
- Поломки
- Вышел из строя
- Истек период хранения и полезного использования
Акт составляется в трех экземплярах, один хранится в бухгалтерии, другой у ответственного за материально-товарные ценности, третий у руководителя.
Важно! Ценности, которые были указаны в акте уже не могут применяться в работе предприятия.
За не составление акт списания в целях сокрытия каких-либо сведений чревато наказанием в виде штрафа или административного взыскания для должностного лица. Чтобы не попадать в неприятные ситуации, лучше делать все, как того требует законодательство.
Читайте также статью⇒Акт списания материальных запасов (Форма 0405230). Бланк.
Бухгалтерские проводки по списанию материалов
- Дт 20 Кт 10. Отпуск материалов в основной производственный процесс. При этом во внимание принимается расход по материалам в основном производстве. Проводка составляется на себестоимость материалов (таковой является ее сумма). В качестве документа-основания для проведения операции используется лимитная заборная карта, требование-накладная.
- Дт 23 Кт 10. Отпуск материалов во вспомогательные производства и учет расхода. Сумма та же и равна себестоимости материалов. В качестве документов-оснований выступают те же бумаги, что и в первом случае.
- Дт 25 Кт 10. Отпуск материалов на нужды общепроизводственного характера с учетом расхода. Сумма та же, документация аналогична.
- Дт 26 Кт 10. Отпуск материалов на общехозяйственные цели. Расход материалов находится в учете. Документация, на базе которой делается проводка, аналогичная.
- Дт 10 Кт 10. Отпуск материалов на склады и в кладовые помещения цеховых подразделений. Документом-свидетельством считается накладная на внутреннее перемещение.
Ответы на распространенные вопросы
1.Вопрос №1:
Для чего составляется акт списания?
Ответ:
Акт списания является важным документом на предприятии. При его составлении бухгалтер обязан руководствоваться законодательством и правилами бухгалтерского учета. Четко знать, что можно списывать и по какой причине. Как правило, когда материалы износились, испортились и не подлежат ремонту — их необходимо списывать. Но не просто так, а по приходным накладным, строго по наименованиям как они были оприходованы при поступлении на склад. Акт проверяется всеми членами комиссии, не менее трех человек, где они ставят свои подписи , соглашаясь с изложенным. После этого данные материалы уже не могут быть использованы в работе организации.
2.Вопрос №2:
На что следует обратить внимание при составлении акта списания?
Ответ:
Для того, чтобы точно выяснить, какие материалы подлежат списанию – необходимо провести полную инвентаризацию имущества. В процессе будет выявлено, какие ценности испорчены и подлежат списанию. Обратить внимание необходимо на составление документа. Его датой является фактическая дата списания. Наименование и стоимость не должны отличаться от приходной накладной. Все члены комиссии обязательно должны расписаться.