Административные барьеры — одна из многих проблем, которые влияют на эффективное и действенное развитие экономики нашей страны. В данной статье будет подробно рассмотрен вопрос того, что это за проблема. А также поговорим о разновидностях негативных моментов и возможности их устранения.
Определение административного барьера
Административные барьеры — это препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели и субъекты рыночных отношений, и которые возлагаются на них законодательными органами государства, на территории которого осуществляется деятельность, в виде набора конкретных правил. Все участники рынка обязаны соблюдать эти правила, при этом обязательно выплачивая определенные суммы государству (которые, однако, не попадают в бюджет страны) за ряд различных нормативно-правовых процедур и услуг в области бюрократического аппарата.
Проблема административных барьеров — одна из самых значимых и важных проблем современной экономики Российской Федерации. Концентрация проблематично решаемых задач особенно высока в сфере экономики.
Группы барьеров административного характера
Барьеры, рассматриваемые в этой статье, можно условно разделить на три группы:
- Первые возникают, если субъект намерен захватить доступ к любому экономическому ресурсу и по официальным законным правам использовать эти ресурсы в своей деятельности (например, попытка субъекта зарегистрировать новую компанию или реформировать ее статус, сдавать в аренду определенное помещение, получать какие-либо материальные ценности в кредит или аренду и т.д.).
- Вторая группа проблем имеет место быть, если субъект имеет намерения законно получить права на осуществление деятельности, связанной с экономической деятельностью (например, попытка субъекта законным путем получить лицензию на свою работу, сертифицировать или зарегистрировать какой-либо продукт в своей коммерческой деятельности и т.д.).
- Третьи проблемы возникают, если субъект просто осуществляет свою деятельность в рамках правил экономики (например, здесь можно указать получение каких-либо выгод за выполнение этой деятельности, штрафы, налагаемые в случае незнания правил ведения деятельности и т.д.)
В любом случае, невозможно структурировать и детально классифицировать все возможные типы административных барьеров, поскольку они очень разнообразны и все варьируются в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится юридическое лицо. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характеристики условных групп этих административных барьеров, а доступность услуг, связанных с этими регуляторными экономическими процедурами, также будет определена ниже.
Проблемы данного подхода
Процессы управления и регулирования, основанные на введении административных барьеров в качестве ограничений, имеют ряд серьезных недостатков, выражающихся в последствиях, которые негативно сказываются на развитии и обороте экономики страны. Обобщая эти недостатки в целом, таким же образом можно выделить три момента:
- Прежде всего, существует такая проблема, что без снижения административных барьеров общество понесет значительные экономические потери. Эти убытки могут быть четко выражены (например, рост цен, вызванный увеличением в аппарате государственного регулирования затрат производителя на осуществление своей деятельности, введением дополнительных пошлин, налогов и т.д.), Либо они не может быть настолько открытым (например, показатели валового внутреннего продукта могут указывать на неадекватность его производства по отношению к нерациональному и неправильному распределению и последующему использованию экономических ресурсов).
- Также следует отметить, что только устранение административных барьеров может дать государству стимул к использованию альтернативных, во многом более продуктивных, методов регулирования необходимых экономических процессов. Наличие барьеров вовсе не означает, что они успешно решают те проблемы и задачи, которые изначально подразумевали их создание в принципе.
- И, наконец, нынешний уровень административных барьеров во многом определяет и влияет на мотивы и действия должностных лиц государственных органов, которые все больше ориентируются на принцип прибыльности при получении доходов, а также коммерческих предприятий и других структур, находящихся в их собственности. Все они, конечно, получают большую выгоду от прямого участия в бизнесе, связанном с экономическими барьерами.
Основные виды экономических потерь
Существование административных барьеров в бизнесе, а особенно в экономике, — несомненная социальная потеря. Они состоят из двух основных типов. Это означает:
- Первый тип — это финансовые потери тех компаний, которые сталкиваются с препятствиями, которые приводятся в движение дополнительными расходами по статьям расходов, обусловленным необходимостью преодоления административных барьеров. Значительная часть этих затрат в дальнейшем трансформируется в рост розничных рыночных цен, что представляет собой прямой экономический ущерб для общества.
- Второй тип — это снижение коэффициента полезного действия, связанное с грамотным использованием и распределением имеющихся ресурсов в запасах страны, а также недостаточным производством стоимости. Административные барьеры в экономике — фактор, значительно затрудняющий выход на рынок новых игроков, особенно малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, способствует снижению уровня конкуренции в экономической системе, что, следовательно, снижает общий показатель экономической эффективности. Эти потери косвенные.
Прямые убытки во многом связаны с тем, что по причинам хотя бы формального соблюдения правил, установленных органами, регулирующими экономическое движение и устанавливающими административные барьеры для предпринимательской деятельности, коммерческие субъекты производят множество ненужных, а иногда и чрезмерных платежей, которые, к тому же, оно может быть не только официальным и легальным, но и теневым, то есть осуществляться незаконно и / или без поступления в государственный бюджет. Кроме того, субъекты платят не за сами экономические ресурсы, а только за право или использование, поэтому эти затраты по определению являются транзакционными.
Примеры
Приведем несколько примеров для полноты наглядности рассматриваемой в статье темы. Противодействуют развитию предпринимательства и административные барьеры, о чем свидетельствует следующая информация.
Сертификация различных услуг, в частности товаров, является обязательной процедурой, которая должна соответствовать примерно 80% всех экономических данных. Кроме того, по финансовым оценкам, которые соответствуют самым минимальным и основанным на прямых стандартах компетентных законодательных органов, суммы, которые тратятся на эту процедуру в течение календарного года, по приблизительным оценкам, составляют 130 миллионов долларов США и составляют из секторов торговли и промышленности. Более того, мы можем с уверенностью сказать, что это только минимум, потому что многие финансовые операции не считаются такими прямыми, как прямые затраты на сертификацию. Так что скажем потом, что снижение административных барьеров для экономической составляющей страны бесполезно.
Разрешение на определенные виды экономической деятельности также можно отнести к представителям этих регулятивных барьеров. В 2000 году их было около пятисот, но с тех пор оно неуклонно растет и список этих видов пополняется, иногда даже путем разделения любого вида деятельности на составные части.
понятно, что это разделение совершенно необоснованно. Кроме того, несмотря на то, что законодательство РФ прямо устанавливает отношение к органам, имеющим право проводить процедуру лицензирования, регистрируются только такие органы, как государственные и муниципальные, на самом деле все больше и больше крупных центров и предприятий специально для этих целей (принадлежность к отдельным регионам, состоящая из нескольких специалистов и т д.), которые являются обязательными для тех хозяйствующих субъектов, которые в принципе полагаются на лицензию. Создание таких совершенно лишних организаций оправдывается непосредственно решениями органов управления: чаще всего местного, хотя нередки случаи, когда правительство РФ само издает постановление, регулирующее эту проблему, что значительно затрудняет устранение административных барьеров даже в потенциальном будущем.
Эффективность барьеров
Барьеры, которые мы рассматриваем сегодня, в целом могут быть созданы государственными регулирующими органами еще и в связи с необходимостью решения этих управленческих задач общеэкономического уровня, решение которых, в принципе, является чрезвычайно полезным шагом для роста и развития экономического канала страны. Доход, который люди получают от административных барьеров, и доступность услуг в рамках их регулирующей деятельности растут в зависимости от продолжительности эксплуатируемого барьера, а сам этот период, в свою очередь, определяется степенью, в которой субъекты экономики отношения мотивированы избавиться от себя и всего бизнес-сообщества.
Барьеры действительно работают так, как они были задуманы изначально, только в ситуациях, когда они вынуждают большое количество экономических агентов вносить небольшие суммы для их преодоления. В этом случае они действительно выполняют свои функции и даже могут оказаться полезными для развития экономики страны, в отличие от схем финансового вымогательства, ориентированных на аннуитет, где все происходит с точностью до наоборот, а небольшое количество агентов вынуждено платить большие суммы денег для соблюдения ненужных и вредных правил для них и их деятельности.
Основные проблемы ликвидации барьеров
важно помнить, что если затраты конкретного человека, который следует списку правил, продиктованных экономическим барьером, как правило, довольно низки, то затраты, связанные с борьбой экономического общества с тем же барьером, могут быть очень низкими во много раз больше, чем готовы тратить граждане, недовольные существованием такой административной проблемы на рынке. Именно поэтому остро стоит проблема мотивации, которой в этом плане у многих хозяйствующих субъектов может просто не быть.
В случае, если количество экономических агентов, которых так или иначе волнует проблема концепции снижения административных барьеров и повышения доступности услуг для осуществления своей хозяйственной деятельности, станет достаточно большим, то им придется столкнуться с с проблемами объединения и совместного решения возникшей перед ними проблемы, которая может быть достаточно сложной как с человеческим фактором, так и с юридической стороны (имеется в виду сложность заключения официальных договоров, регулирующих совместную деятельность, благоприятных для решения этой проблемы).
Ликвидация барьеров
Поэтому все граждане, участвующие в экономическом движении, сталкиваются с проблемой в вопросе устранения барьеров как таковых: им нужно объединить свои усилия и потратить на это большие средства из бюджета своих предприятий, что, пожалуй, почти невозможно. Следовательно, снижение административных барьеров и повышение доступности государственных услуг может быть осуществлено только за счет самого государства или отдельных компаний, за которыми стоят определенные физические или юридические лица, которые имеют возможность влиять на курс решения проблемы.
Если говорить непосредственно о государстве, то для эффективной реализации такого сокращения системы государственного контроля над рынком и экономическими процессами необходимо внести ряд серьезных изменений, которые обеспечат усиление механизма защиты государства государственный надзор в вопросах экономических отношений. Эти изменения должны выглядеть так. Необходимо:
- Создайте четко сформулированный и регулируемый закрытый список, в который будут включены все органы, имеющие право контролировать экономическую деятельность любого предприятия, а также записать все их функции и возможности отдельно, чтобы избежать повторения. Для этого необходимо провести колоссальную работу по изменению всех правовых норм, регулирующих работу этих органов.
- Тщательно пропишите все основные этапы и тонкости проведения проверок этими органами хозяйственной деятельности предприятия. Это необходимо для минимизации рисков неправильного использования механизмов контроля и надзора с целью оказания давления на проверяемых субъектов, а также во избежание случаев прямого денежного вымогательства.
- Создать возможность проводить процедуры контроля и надзора по принципу безвозмездности, без необходимости крупных платежей со стороны контролируемых лиц.
- Создайте возможность для всех этих субъектов апеллировать к результатам или процессам аудита.
- Свести к минимуму количество тех проверок, которые проводятся по личной инициативе каких-либо исполнительных органов. Здесь имеется в виду, что проверки должны проводиться только в том случае, если обоснованные жалобы представлены компании ее клиентами или конкурентами.
Важно понимать, что все эти пункты могут быть реализованы в соответствии со всеми нормативно-правовыми документами (и даже необходимыми для ознакомления) только при соблюдении определенных конкретных мер и условий, которые выглядят так:
- Все хозяйствующие субъекты экономических отношений, которые участвуют в процессе реформирования и поддерживают концепцию снижения административных барьеров, должны действовать активно и создавать такие рычаги давления и подотчетности, которые не позволяют государственным регулирующим органам действовать без правовой основы. Здесь важную роль может сыграть такой процесс, как корпоративная социализация.
- Правительство должно действовать решительно и поступательно, чтобы в конечном итоге достичь желаемого результата, а также исключить риски оказания давления на интересы тех категорий государственных служащих, которые с уважением относятся к административным барьерам, поскольку они получают всевозможные (в большинстве случаев, конечно, денежная () личная выгода.
- необходимо создать систему разрешения споров и экономических конфликтов, защищающую интересы отдельных лиц, а не только государства, как это сейчас установлено в связи с тем, что любые проблемы решаются исключительно в судебном порядке, в котором возможен исход нечестного процесса.
Поэтому в данной статье была рассмотрена такая экономическая проблема, как административные барьеры. Эта проблема требует решения, и некоторые действия по ее решению уже предпринимаются, в том числе государством, хотя и без глобальных изменений в целом. Подведем итог некоторым выводам:
- Административные барьеры как способ, которым органы государственной власти управляют процессами экономического движения, представляют собой систему, лишенную какой-либо эффективности и приводящую к чрезмерным издержкам со стороны субъектов, которые каким-то образом формируют весь рынок с его ценами и отношениями между спросом и предложением, поскольку а также непродуктивное использование и распределение ресурсов страны.
- Количество барьеров постоянно увеличивается в связи с тем, что новые должны гарантировать эффективность старых, которые изжили себя, но впоследствии оказываются даже менее необходимыми, чем они есть. И по мере того, как количество препятствий на пути к труду увеличивается, увеличивается и сумма затрат.
- Значительная часть представителей государства заинтересована в том, чтобы препятствия оставались на месте, что приводит к лоббированию интересов в отношении устранения административных барьеров.
- Только кардинальные решения и меры, которые государство должно принять напрямую, могут изменить всю систему. Правительству важно понимать, что поддержание барьеров выгодно только определенному кругу его людей, так как реальная экономика всей страны начинает страдать, что сказывается как на внутренней, так и на внешней политике, гражданах Российской Федерации и многих других странах другие аспекты нашего общества.
Так или иначе, эта статья решила некоторые вопросы, связанные с обсуждаемой сегодня темой. Устранение административных барьеров является необходимой мерой, но, к сожалению, практически неосуществимой до тех пор, пока власти не предпримут определенных действий в управлении и осуществлении процедур контроля и надзора за экономической деятельностью какой-либо компании, включая все, что было перечислено в этой статье, в соответствующих разделах и многое другое, о чем вы сможете узнать, изучая эту тему более подробно.