Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа

Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам. Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991. В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.

Виды налоговых проверок

В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.

Классификационный признак Виды проверок
По месту проведения и объему проверяемых бумаг — камеральные;

— выездные.

По методу проведения — сплошные;

— выборочные.

По объему — комплексные;

— выборочные;

— целевые.

По целям проведения — обычные;

— контрольные.

По способу организации — плановые;

— внеплановые.

К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г. в НК РФ появился еще один вид ревизии — проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Она имеет цель — усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.

Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой

Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.

Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.

Камеральная проверка и ее особенности

Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:

  • Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
  • Правильность заполнения бумаг;
  • Арифметический расчет указанных показателей;
  • Своевременность представления деклараций;
  • Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
  • Правильность расчета налоговой базы.

Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.

Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.

Этот вид контроля имеет ряд особенностей:

  • Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
  • Ревизия проходит на территории налоговой;
  • Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
  • Не может приостанавливаться и продлеваться;
  • Мероприятие охватывает один конкретный налог;
  • Проверяются все декларации без исключения;
  • Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.

Задача камеральной проверки — выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.

Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.

Характеристика выездной проверки

Цель выездной проверки — выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности. При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги. Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.

Если налоговики изымают оригиналы документов, то в течение 5 дней они обязаны вернуть их копии проверяемому субъекту.

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.

Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → как проходит выездная налоговая проверка ИП). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.

Проверка взаимозависимых лиц

Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.

От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).

Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью (ст. 105.17 НК РФ).

Сравнительный анализ видов проверок

Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Разрешение на проведение Не нужно Руководитель (заместитель) ИФНС
Дата начала День сдачи декларации По решению ИФНС
Место проведения ИФНС Территория налогоплательщика ИФНС
Срок проверки 3 мес. 2 мес. 6 мес.
Продление срока Не продлевается До 4-6 мес. До 12 мес.
Проверяемый период Период, за который подан отчет Не более 3 лет, предшествующих году ревизии
Проверяемые налоги Указан в декларации Закреплены в решении НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых
Охват Все сдаваемые в ИФНС декларации Назначается выборочно
Право ИФНС истребовать документы Не имеет права (кроме исключений) Вправе Не имеет права

Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.

При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.

Анализ итогов ревизий

По итогам контрольных мероприятий ИФНС может применить к налогоплательщику налоговую или административную ответственность. Иногда для возбуждения уголовного дела материалы проверки передают в УВД.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Дата окончания Не установлена Составление справки о ревизии
Срок давности привлечения к ответственности 3 года, предшествующие году проверки
Оформление акта При выявлении нарушений Обязательно, независимо от результата При выявлении нарушений
Сроки выдачи акта 10 дней после окончания ревизии 2 мес. со дня составления справки

Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию.

В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.

Целесообразность контрольной проверки

Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.

Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.

Пример #2. Типовая ситуация по судебному разбирательству по налоговой проверке

Региональная налоговая приняла решение повторно проверить ООО «Сельхозмашина». Цель ревизии контролеры огласили так: «необходимость контроля правильности начисления и уплаты налогов организациями, выпускающими сельскохозяйственную технику».

Руководитель предприятия с решением не согласился и подал иск в суд.

Суд встал на защиту ООО, т. к. контрольная ревизия не может заменять выездную. При контрольном мероприятии проверять должны не организацию, а работу ИФНС (Постановление ФАС № А05-1415/01-104/13).

Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам

Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?

Может.

Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?

Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.

Вопрос №3. Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?

Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.

Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?

Нет, не может.  НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.

Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?

Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.

Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель — проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.