Утилизационный сбор на спецтехнику

Порядок расчета и уплаты утилизационного сбора в РФ является достаточно неоднозначным и вызывает немало вопросов как среди производителей автотранспорта, так и среди покупателей. Сегодня мы разберем утилизационный сбор на спецтехнику: как рассчитать сумму платежа, какие ставки применяются при определении суммы сбора, кто обязан оплачивать сбор в бюджет. Кроме того, мы на примере рассчитаем сумму сбора, а также дадим ответы на распространенные вопросы, касающиеся данной темы.

Понятие утилизационного сбора

Под утилизационным сбором понимают платеж, взымаемый в качестве возмещения стоимости утилизации транспортного средства. В зависимости от законодательных особенностей, сбор может:

  • включаться в стоимость товара;
  • оплачиваться покупателем при продаже ТС или перед его утилизацией;
  • взыматься отдельно при покупке транспорта.

Согласно законодательству РФ, сбор одноразово оплачивается производителем ТС и включается в стоимость транспорта. Если речь идет об импортном авто, то сбор оплачивается при его ввозе на таможенную территорию РФ. Читайте также статью: → «Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции»

Законодательные акты

Основным документом, регламентирующим порядок взимания утилизационных платежей на транспорт, является Постановление Правительства РФ №870 от 30.08.12. Именно этот документ регулирует порядок расчета сбора, механизм его уплаты, определяет круг субъектов, которые признаются плательщиками сбора, а также описывает ситуации, при которых платеж должен быть перечислен в бюджет.

Постановление Правительства «Об утильсборе» утверждает:

  • перечень транспортных средств, которые признаются объектами налогообложения;
  • случаи, при которых взымается сбор;
  • ставки и коэффициенты для расчета сбора;
  • плательщиков сбора;
  • условия, при которых сбор не взымается.

Дополнительно к основному документу, Правительством приняты нормативные акты, регулирующие правила расчета и уплаты сбора в отношении колесных, самоходных ТС, прицепов и полуприцепов и прочей техники. Также при расчете утильсбора также следует опираться на нормы НК, а также разъяснения, данные в письмах Минфина и ФНС.

Правила уплаты утилизационного сбора на спецтехнику

Согласно законодательству, плательщиком сбора является производитель спецтехники или лицо (как физическое, так и юридическое), которое импортировало ТС из-за рубежа. В первом случае автопроизводитель оплачивает сбор, после чего орган ФНС делает отметку в техпаспорте транспортного средства.

В ситуации с импортом, утильсбор оплачивается при пересечении транспортным средством таможенной границы РФ, после чего факт оплаты сбора также фиксируется в техпаспорте на спецтехнику. В обоих случаях уплата утильсбора обязательна: без соответствующей отметки в техпаспорте владелец ТС не сможет поставить спецтехнику на учет в ГИБДД. Читайте также статью: → «Размер торгового сбора для ИП при разных налоговых режимах»

В определенных случаях производитель или импортер спецтехники может не оплачивать утильсбор, в частности:

  • спецтехника, произведенная более 30-ти лет назад и использующаяся в некоммерческих целях, утильсбором не облагается. При этом важно соблюдение следующего условия: в течение срока службы на ТС должны сохраниться оригинальные детали рамы, кузова и двигателя;
  • не нужно оплачивать утильсбор на спецтехнику в собственности Министерства иностранных дел, дипломатических консульств и представительств;
  • в случае если лицо ввозит личную спецтехнику из-за рубежа по программе добровольного переселения родственников, то такое ТС сбором не облагается.

Если лицо (организация) освобожденный от уплаты сбора, продает спецтехнику, то новый владелец обязан оплатить сбор в бюджет по общим правилам (если речь идет о ситуациях, когда покупатель не может воспользоваться льготами по уплате утильсбора). За все время существования и использования ТС утильсбор оплачивается 1 раз.

Срок уплаты утильсбора

Довольно распространенным является вопрос о сроках уплаты утильсбора на спецтехнику. По данному вопросу существуют следующие разъяснения: действующим законодательством не регламентированы конкретные сроки, которые необходимо соблюдать при перечислении утильсбора в бюджет. В то же время, не уплатив сбор, Вы не сможете поставить спецтехнику на учет в ГИБДД. Если Вы ввозите импортный бульдозер или трактор, то оплатить сбор Вы обязаны на таможне, при пересечении границы РФ. По факту оплаты органы ФТС делают отметку «Утилизационный сбор оплачен» в графе «Особые отметки» ПТМ. Что касается производителей спецтехники, то компании оплачивают утильсбор при выпуске ТС и включают его сумму в реализационную стоимость спецтехники.

Ответственность за уплату/неуплату сбора возлагается на производителей и импортеров спецтехники. Плательщики утильсбора обязаны самостоятельно рассчитать сумму, а также перечислить ее в бюджет. При оплате сбора следует обратить внимание на реквизиты и особенности заполнения платежного поручения. Полную информацию о расчетных счетах и кодах, которые необходимо указывать в назначении платежа при перечислении средств Вы можете найти на официальных сайтах ФТС и ФНС.

Рассчитываем утилизационный сбор на спецтехнику

Далее мы расскажем о том, как рассчитать утильсбор на спецтехнику.

Ставки сбора и формула расчета

При определении суммы бюджетного платежа следует воспользоваться следующей формулой:

УтСб = БазСт * Коэфф,

где УтСб —  сумма единоразового платежа в бюджет;

БазСт – базовая ставка расчета сбора;

Коэфф – корректирующий коэффициент.

Каждый из показателей, участвующих в расчете утильсбора на спецтехнику, является установленной законодательно величиной. По состоянию на 2017 год базовая ставка для расчета сбора на спецтехнику зафиксирована на уровне 150.000 руб. (ТС выпущено менее 3х лет назад) и 1.050.000 руб. (прошло более 3х лет с момента выпуска ТС).

Что касается коэффициентов, корректирующих базовую ставку для расчета утильсбора, то данные показатели также являются фиксированными, их уровень колеблется в зависимости от года выпуска ТС и общей массы самоходной машины. Ниже представлена таблица, в которой указаны коэффициенты для основных видов спецтехники: автогрейдеров, бульдозеров и экскаваторов.

№ п/п Вид спецтехники Применяемый коэффициент
Спецтехника выпущена 3 года назад и ранее Спецтехника выпущена более 3х лет назад
Автогрейдеры
  Масса до 10 т 3,2 8,5
  Масса в пределах 10 – 14 т 4,2 11
  Масса в пределах 14 – 17 т 6 16,2
  Масса свыше 17 т 8 23,7
Бульдозеры
  Масса до 10 т 4 12
  Масса в пределах 10 – 24 т 7 35
  Масса в пределах 24 – 35 т 8,4 55
  Масса в пределах 35 – 50 т 10 70
  Масса свыше 50 т 15 100
Экскаваторы
  Масса менее 17 т, мощность до 170 л/с 4 17
  Масса в пределах 17 т – 32 т, мощность в пределах 170 л/с – 250 л/с 6 25
  Масса более 32 т, мощность свыше 250 л/с 8 40,5

Примеры расчета

Для того чтобы разобраться в методике расчета утильсбора на спецтехнику, рассмотрим наглядные примеры.

Пример №1.

АО «СпецМашина» занимается производством бульдозеров. По итогам мая 2017 «СпецМашиной» произведено 12 бульдозеров марки Т-130. Масса каждого ТС – 14,3 т.

Бухгалтер АО «СпецМашина» рассчитал размер утильсбора, подлежащего к уплате в бюджет:

  • так как масса бульдозера Т-130 составляет 14,3 т, то в расчете применяется коэффициент 7;
  • сумма сбора за единицу спецтехники определяется так:

150.000 руб. (базовая ставка для нового бульдозера) * 7 = 1.050.000 руб.;

  • утильсбор за 12 бульдозеров составит:

1.050.000 руб. * 12 ед. = 12.600.000 руб.

Пример №2.

В ноябре 2016 Куликов С.П. ввез на территорию РФ прицеп (масса 11,4 т, 2010 год выпуска). Куликов – участник программы по переселению в РФ родственников, проживающих за рубежом, поэтому при пересечении границы Куликов не оплачивал утильсбор, отметка в техпаспорте отсутствует. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогам и сборам (счет 68). Проводки»

19.04.17 Куликов реализовал прицеп ООО «Фермер». При покупке «Фермер» оплатил утильсбор в сумме 1.050.000 руб. Прицеп переоформлен на нового владельца после того, как в техпаспорте сделана отметка об уплате «Фермером» утильсбора.

Вопрос – ответ

Вопрос № 1. АО «СпецТехника» производит легкие прицепы массой 9,4 т. Необходимо ли «СпецТехнике» уплачивать утильсбор?

Ответ: Так как прицепы, выпускаемые «СпецТехникой», по массе не превышают 10 т (9,4 т), то уплачивать утильсбор на них не нужно.

Вопрос № 2. 10.04.16 органами ФТС оформлена таможенная декларация на ввоз импортного автогрейдера (12,3 т) на территорию РФ. Импортером АО «АвтоСтрой» оплачен утильсбор в сумме 630.000 руб. (базовая ставка 150.000 руб. * коэффициент 4,2). В ПСМ автогрейдера отмечена уплата сбора. В марте 2017 органами ФТС установлен факт некорректного расчета сбора: так как автогрейдер выпущен 5 лет назад, то при расчете следовало применять коэффициент 11. Корректная сумма сбора к оплате 1.650.000 руб. (150.000 руб. * 11). Каким образом ФТС следует удержать неустойку?

Ответ: По факту обнаружения ошибки ФТС направляет в адрес «АвтоСтроя» соответствующее уведомление. В документе указывают корректный расчет сбора и сумму неустойки к оплате, а также требование погасить задолженность в 20-дневный срок. В случае если «АвтоСтрой» не уплатит сумму 1.020.000 руб. (1.650.000 руб. – 630.000 руб.), то ФТС вправе удержать ее в судебном порядке.

Вопрос № 3. Карпов приобрел прицеп, техпаспорт на который выдан 18.06.2012. В графе «Особые отметки» паспорта не указано об уплате утильсбора. Является ли ПСМ на прицеп действительным?

Ответ: Так как утильсбор введен 01.09.12, то техпаспорта на ТС, выданные ранее указанной даты, считаются действительными. После 01.09.12 ГИБДД запрещено ставить на учет/перерегистрировать спецтехнику, в ПСМ которой нет отметки об утильсборе.