Учет спонсорской помощи, ее поступления и списания, проводки

Спонсорская помощь имеет целевое назначение. Поступление средств направляется на организацию спортивных, культурных мероприятий, поддержание творческой деятельности. Спонсорская помощь не осуществляется анонимно и должна исходить от конкретного лица. Договор носит возмездный характер, получатель помощи предоставляет спонсору рекламные услуги. Определение понятия дано в п. 9 ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В статье рассмотрим учет спонсорской помощи при различных налоговых режимах.

Отличительные особенности спонсорской помощи

Основным назначением оказания помощи служит проведение мероприятия, указанного в договоре. Предоставление помощи не является безвозмездной процедурой. Взамен на обеспечение мероприятия спонсор обязывает получателя рекламировать данные о лице, предоставляющем помощь. В договоре должны быть указаны конкретные условия рекламирования лица:

  • Подачу информации о лице, включая указание торговой марки, фирменного знака. Отдельное рекламирование только брендов запрещено в рамках оказания спонсорской помощи.
  • Форму распространения информации – плакаты, баннеры, листовки, объявления в рамках телетрансляции или радиооповещения.
  • Места, используемые для размещения сведений о спонсоре.
  • Время и периодичность подачи информации.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Договор должен содержать конкретное место проведения мероприятия, факт рекламирования и иные важные моменты, позволяющие квалифицировать помощь как спонсорское финансирование. Спонсорство следует отличать от благотворительности, при оказании которой у получателя помощи не возникает необходимости оказания возмездных услуг. Учет спонсорства и благотворительности имеет отличительные особенности.

Бюджетные организации наравне с коммерческими структурами могут принимать спонсорскую помощь в рамках ведения внебюджетной деятельности.

Поступление учитывается как доход, облагаемый в соответствии с выбранной системой налогообложения. Организации имеют право сами оказывать спонсорскую помощь за счет средств, полученных от ведения деятельности. Во внебюджетной смете должны быть утверждены статьи, позволяющие оказывать спонсорскую помощь.

Документооборот спонсорства: что включает

При оказании финансирования основным документом является договор, указывающий на основные условия предоставления помощи и получения взамен рекламных услуг. Договор заключается между спонсором (рекламодателем) и получателем помощи (распространителем рекламы). Если в мероприятии участвуют несколько лиц, например, команда игроков, заключения отдельного договора с каждым носителем информации не требуется. Основные документы для оформления оказания помощи:

Документальная формаДополнительные условия
Договор о спонсорствеСодержит информацию о сторонах, порядке поступления средств, проведения мероприятия, рекламных акций, порядке отчетности
Платежные документыПредоставляются стандартные документы оплаты, на основании которых получатель помощи учитывает средства
Акт сдачи-приемкиСоставляется при передаче имущества, ТМЦ для проведения мероприятий. Читайте также статью: → “Составляем правильно акт сдачи-приемки выполненных работ, услуг».
Акт об оказании услугДокумент подтверждает факт оказания рекламных услуг и целевого использования средств

Стороны имеют право провести в учете только те суммы, о которых в рамках предоставленной помощи получатель отчитался. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату или направлению на получение рекламных услуг в дальнейшем. О назначении неиспользованных средств стороны должны заключить дополнительное соглашение.

★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет помощи у спонсора: проводки

Предоставление финансовой помощи осуществляется в форме предварительной оплаты. Учесть оплату услуг по получению рекламы в составе расходов можно только после подтверждения исполнения обязательств по договору. До получения акта выбытие средств учитывается в корреспонденции со счетом 60 на субсчете 2 (или иного индекса) «Расчеты по выданным авансам». Читайте также статью: → “Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)».

После подтверждения расходов затраты учитываются в составе расходов от обычной деятельности по счету 44 или 26 в зависимости от вида деятельности.

Пример с проводками об оказании спонсорской помощи

Предприятие «Спонсор» заключило договор об оказании помощи некоммерческой организации «Спортклуб». Цена договора – 250 000 рублей, включая НДС в сумме 38 135,59 рублей. Зачет аванса осуществляется для исключения удваивания сумм при движении по счету. В учете предприятия «Спонсор» осуществляются записи:

Название операцииДебетКредитСумма (в рублях)
Перечислен аванс по договору60/251250 000
Затраты включены в составе расходов4460/1211 864,41
Учтен НДС по операции1960/138 135,59
Произведен зачет аванса60/160/2250 000

Налогообложение помощи у спонсора

Расходы, произведенные в виде спонсорской помощи, являются оплатой рекламных услуг. При налогообложении прибыли суммы включаются в состав прочих расходов. Подтверждением затрат являются договор, акт об оказании услуг, приказ о проведении рекламной акции, расчеты проведенных исследований и действий.

При определении сумм, учитываемых при налогообложении, требуется различать нормируемые и ненормируемые расходы. Норма списания составляет 1% от суммы выручки, полученной в периоде. Ненормируемые расходы списываются в полном объеме. К нормируемым расходам относятся затраты, произведенные для закупки призов, рекламирования бренда на спортивном обмундировании лиц и прочие, не включенные в состав ненормируемых расходов. Читайте также статью: → “Расходы организации (ПБУ 10/99)».

Суммы, перечисленные в форме помощи, являются у принимающей стороне объектом обложения НДС. Если принимающая сторона не имеет освобождение от уплаты налога, спонсор должен получить на оплаченную сумму счет-фактуру. Налог, выделенный в документе, учитывается в качестве вычета для уменьшения базы по НДС.

Налог с уплаченного аванса зачитывается (восстанавливается) при выдаче счет-фактуры на оказанные услуги. В случае предоставления в качестве спонсорской помощи имущества счет-фактура на аванс не оформляется. НДС по оказанной услуге можно принять к вычету в полном объеме, без учета нормируемых расходов по рекламе в связи с отсутствием указания на ограничение суммы в законодательстве.

Учет у получателя спонсорских средств

Для записи данных о поступлении спонсорской помощи используется счет учета доходов. При учете спонсорской помощи необходимо:

  • Вести раздельный учет поступлений от спонсорской помощи и других финансовых потоков.
  • Направлять полученные средства строго на указанные в договоре цели.
  • Отчитаться перед спонсором за потраченные средства документами, свидетельствующими о проведенной рекламной акции.
  • Включить полученную сумму в состав доходов от оказания услуг.
  • Использовать для уменьшения налоговой базы суммы, затраченные на проведение мероприятия.

Пример учета дохода, полученного от спонсора

Организация «Спортландия», применяющая УСН, оформила договор с предприятием «Силуэт» на проведение рекламной акции в рамках проведения спортивного мероприятия. Сумма помощи, отраженная в договоре и акте на оказание услуг, составила 38 тысяч рублей. Величина расходов на проведение мероприятия составила 5 000 рублей. В учете предприятия «Спортландия» осуществляются записи:

  1. Отражено поступление средств: Дт 51 Кт 62/2 на сумму 38 000 рублей;
  2. Произведен учет оказанной услуги: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 38 000 рублей;
  3. Произведенные расходы отражены в учете: Дт 90/2 Кт 44 на сумму 5 000 рублей;
  4. Произведен зачет аванса: Дт 62/1 Кт 62/2 на сумму 38 000 рублей.

Первичными документами учета выступают договор, акт, платежные формы.

Налогообложение у получателя средств

При налогообложении спонсорская помощь учитывается в качестве дохода, полученного от оказания рекламных услуг. В составе закрытого перечня доходов, не облагаемых прибылью (ст. 251. НК РФ), не указаны спонсорские вложения, что обязывает принимающую сторону включить суммы или стоимостную оценку имущества в состав доходов как плату за оказание услуг.

В случае превышения суммы поступления от величины оказанных услуг суммы учитываются в составе внереализационных доходов (п.14 ст. 250 НК РФ). Расходы, полученные организацией при осуществлении спонсируемого мероприятия, учитываются при расчете базы для налогообложения прибылью. В аналогичном порядке доход учитывается организациями, применяющими в учете УСН (ст. 346.15 НК РФ).

Обложение сумм помощи НДС

Спонсорская помощь для оказания услуг поступает получателям в форме предварительного платежа. Датой образования объекта налогообложения НДС считается день поступления денежных средств в кассу, на счет или подписания акта о передаче материального актива. Предприятие обязано:

  • До подтверждения целевого расходования начислить НДС на суммы поступившего аванса. Сумма определяется расчетным путем.
  • Выписать счет-фактуру на имя спонсора.
  • Учесть сумму при декларировании.
  • Произвести зачет аванса после оказания услуг в периоде осуществления операции.

Лица, не являющиеся плательщиками НДС, не облагают поступление от спонсорской помощи. У организаций отсутствует обязанность декларирования.

Распространенные ошибки в учете спонсорской помощи

Учет спонсорского обеспечения мероприятий при одновременном рекламировании лица должно осуществляться в точном соответствии с законодательством. В учете предприятий часто возникают ошибки, которые необходимо исключить.

Неверная позиция учетных работниковПояснения
При предоставлении помощи отсутствует договорДокумент является основанием для оформления сделки, его отсутствие лишает спонсора возможности учесть расходы от получения услуг, а получателя – расходы от проведения мероприятия
Поступления от спонсорской помощи не учитываются в составе доходовСредства спонсоров фактически являются платой за оказание услуг и участвуют в налогообложении
Предоставление помощи не учитывается в составе расходов спонсораЛица имеют право учесть суммы в составе расходов на рекламу с учетом нормирования затрат, сумма, превысившая норматив, используется для уменьшения базы в более позднем периоде

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Чем отличается реклама, полученная за счет спонсорства от обычной формы?

Реклама считается спонсорской, если при ее реализации указывается привязка к проводимому за счет финансирования мероприятию. В ходе спонсорской рекламы информация о бренде освещается в совокупности с указанием лица, осуществившего финансирование.

Вопрос №2. Можно ли договор об оказании спонсорской помощи отнести к соглашению о благотворительности?

Отличие форм финансирования состоит в договорных условиях. При оказании благотворительности у получателя помощи не имеются обязательства перед благотворителем. Договор о спонсорстве имеет возмездный характер и обязывает получателя провести рекламную акцию.

Вопрос №3. Имеется ли обязанность уплачивать налог с доходов физического лица, заключившего договор об оказании спонсорской помощи с предприятием?

Получение спонсорской помощи является доходом лица и облагается по ставке 13%. Сумма должна быть удержана организацией и перечислена в бюджет. В случае отсутствия возможности удержать сумму налога в ИФНС предоставляется соответствующая информация.

Вопрос №4. Можно ли поступление сумм по спонсорскому договору производит наличным расчетом?

Форма передачи денежных средств не ограничивается законодательством при условии правильного документального оформления.

Вопрос №5. Нужно ли указывать в спонсорском договоре точный список описания видов рекламы?

Описание вида рекламы является обязательным условием для учета сумм в составе расхода спонсора. В связи с делением расходов на рекламу на нормируемые и ненормируемые в договоре или акте необходимо иметь описание формы и процедуры рекламирования.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Бесплатная юридическая консультация

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Adblock detector