Списание малоценных основных средств

В каждой организации есть такие объекты имущества, которые признаются малоценными. Списание малоценных основных средств является довольно важной частью бухучета, избежать которого не может ни одна компания. К малоценным основным средствам относят имущество компании, стоимость которого меньше лимита, определенного законодательными нормативными документами. Учитывать стоимость таких основных средств можно в расходах единовременно. В статье рассмотрим по каким критериям выделяются малоценные основные средства, а также порядок их списания.

Малоценные основные средства

Для того, чтобы понять, какие именно объекты ОС относятся к малоценным, необходимо определиться с предельными значениями их первоначальной стоимости. В настоящее время к ОС, которые списываются на забаланс при оприходовании относят средства, стоимостью не более 10 000 рублей. Стопроцентная амортизация начисляется на ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей.

В соответствии с этим, к малоценным и быстроизнашивающимся объектам относят предметы труда, при этом их стоимость включается в запасы компании. Для классификации какого-либо объекта и причисления его к той или иной категории необходимо установить период службы объекта и его первоначальную стоимость.

Важно! К малоценным ОС относится определенная часть МПЗ компании, срок службы которых составляет менее 1 года. В этом случае их стоимость уже не будет иметь никакого значения, так как они являются быстроизнашивающимися.

Еще одним из критериев оценки ОС является предел их стоимости. В соответствии с ценой ОС его относят к просто основным средствам или малоценным основным средствам.

Вне зависимости от того сколько составляет срок полезного использования основных средств и их стоимость, к малоценным относят:

  • инструменты, бензопилы;
  • объекты спецприменения, которые используются в производстве;
  • запасные части.

Приобретение компанией малоценных ОС подразумевает их использование при приготовлении товара, либо для целей управления. При этом их применение происходит для получения прибыли, но не планируется их дальнейшая перепродажа (Читайте также статью ⇒ Виды основных средств: в бухгалтерском учете, группы, схемы).

Важно! Малоценное ОС представляет собой объект, который компания приобретает с целью продолжительного использования, но их первоначальная стоимость подлежит списанию на себестоимость товаров.

Учетная политика малоценных ОС

В учетной политике компании должны определяться:

  1. Ценовой критерий, в соответствии с которым определяется отнесение объектов к малоценным ОС. При этом лимит не должен быть более 100 000 рублей. В том случае, если предельные лимиты компания не устанавливает, то они принимаются равными 0.
  2. Способ оценки малоценных ОС при их выбытии. При этом различают следующие методы:
  • исходя из себестоимости единицы;
  • по средней себестоимости;
  • исходя из себестоимость объектов, которые были приобретены ранее.
  1. Формы первичных документов, которыми оформляется перемещение малоценных ОС, в том числе:
  • постановка их на учет;
  • ввод в эксплуатацию;
  • инвентаризация;
  • выбытие.
  1. План счетов для учета подобных ОС. К 10 счету открывается субсчет, на котором будет отражаться перемещение малоценных ОС. Помимо этого используются забалансовые счета, которые показывают фактическое наличие малоценных ОС.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет малоценных ОС

При поступлении малоценных объектов в бухучете делают следующие записи:

Хозяйственная операцияПроводка
По первичным документам продавца объект принят к учетуД10 К 60
Выделен НДСД19 К60
Объект передан для использованияД20 (26,44) К10
НДС принят к вычетуД68 К19
Денежные средства оплачены поставщикуД60 К51

При выбытии малоценных ОС в бухгалтерском учете проводки будут следующими:

Хозяйственная операцияПроводки
К учету принят объект, списанный по рыночной стоимостиД10 К91.1
Доход признан на дату принятия объекта в собственностьД62 К91.1
Начислен НДСД91.2 К68
От покупателя получены денежные средстваД51(50) К62
Признаны расходы при списании ОСД91.2 К10

Как правило, учет малоценных ОС, введенных в эксплуатацию, происходит на забалансовых счетах.Такой метод способствует следующему:

  • отслеживается после списания объектов их фактическое наличие;
  • существует возможность контроля материальной ответственности за малоценные ОС;
  • доказательство законности при наличии допрасходов, связанных с применением малоценных ОС.

Различие бухгалтерского и налогового учета малоценных ОС

В бухгалтерском и налоговом учете установлены разные пределы для классификации стоимости основных средств, поэтому существуют некоторые различия в бухгалтерском и налоговом учете малоценных ОС.

Например, компания закупила компьютер, стоимостью 50 000 рублей. В бухгалтерском учете компьютер будет признаваться ОС и подлежать амортизации. В налоговом учете его стоимость будет списана на расходы с момента его применения.

При покупке ОС, стоимостью не более 40 000 рублей, либо в пределах лимитного значения, установленного в учетной политике, оно будет учтено на 10 счете ка МПЗ, а также с началом использования в производстве списано в дебет 20, 23 или 44 счета.

В случае покупки ОС, стоимостью более 40 000 рублей, либо в пределах лимитного значения, установленного в учетной политике, но не дороже 100 000 рублей, они будут учитываться на 01 счете и подлежать амортизации. В налоговом учете расходы будут списаны единовременно в дату начала использования (Читайте также статью ⇒ Основные средства при УСН: учет + 3 примера).

Списание малоценных ОС

При списании малоценных ОС оформляется акт на списание по форме МБ-8. Также компания при желании может разработать собственную форму документа, при этом соблюдая все данные, которые в ней необходимо указать. Какая именно форма документа будет использоваться компанией должна быть прописана в учетной политике.

До непосредственного оформления списания малоценного ОС потребуется соответствующее решение специальной комиссии. Такая комиссия определяет, какой объект больше не будет использоваться в производстве. Если требуется сразу списать несколько объектов ОС, то по каждому из них отдельно необходимо оформить акт списания. Общий документ оформить можно только для объектов, принадлежащих к одному типу.

Акт списания оформить следует в одном экземпляре. После его оформления и подписания списанное имущество подлежит перемещению в утиль, а документ – передачи в бухгалтерию. Когда заполняется акт, следует учитывать, что он должен содержать следующую информацию:

  • наименование объекта, подлежащего списанию;
  • сведения о номенклатуре и инвентарный номер ОС;
  • ед. измерения;
  • количество и стоимость ОС;
  • сведения по объекту из его паспорта;
  • дата ввода объекта в эксплуатацию;
  • дата списания объекта;
  • причины списания объекта.

Заполненный акт должен подписываться всеми членами комиссии, а кладовщик отмечает дату поступления объекта ОС, подлежащего ликвидации, на склад.

Важно! Если организация самостоятельно разработала форму для акта списания, то следует помнить, что заполняться она должна по выше указанным принципам.

Заключение

Объекты имущества, поступающие в организацию, оцениваться должны в соответствии с условиями учетной политики. Учет малоценных ОС производится в соответствии с установленным в компании бухгалтерским и налоговым учетом. В случае необходимости списания таких объектов необходимо сформировать специальную комиссию и правильно оформить требуемые документы.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная

Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Загрузка...