По данным ООН десять месяцев подряд растет индекс продовольственных цен. Этот рост продавцы маскируют с помощью усадочной инфляции?
Понятие усадочной инфляции
Усадочной инфляцией, или даунсайзингом, называют практику уменьшения размера или количества предметов, в то время как их цены остаются прежними или растут.
Это старая уловка производителей и продавцов. К ней прибегают при инфляции, чтобы скрыть реальное удорожание товара.
Формально такая практика считается законной, ведь производители не скрывают новое количество товара в упаковке. На деле уменьшение размера упаковки является манипуляцией, так как рассчитано на то, что человек не заметит небольшое количественное изъятие.
Практика усадочной инфляции в России
В СССР действовали твердые стандарты упаковки: 1 литр молока, 200 г масла, 1 кг крупы и т.п.
С развитием рыночной экономики производители начали вводить в заблуждение потребителя с помощью усадочной инфляции. Литр молока превратился в 950 мл, пачка масла уменьшилась с 200 до 175 г, в упаковке крупы теперь насчитывается 700-900 г, стограммовый стаканчик мороженого «растаял» до 70-90 г.
На некоторых упаковках найти вес чрезвычайно сложно, а ошибиться на основе собственных оценок легко. Каждый из нас хотя бы раз разочаровывался распаковкой коробки конфет, когда огромная коробка, способная вместить полкило конфет на самом деле содержала 150 г лакомства.
Практика усадочной инфляции в США
В России первая волна даунсайзинга была после кризиса 2008 года, вторая – после девальвации рубля 2014 года. На третью волну указывает то, что крупнейшие компании США «вспомнили» о даунсайзинге.
В США розничные цены на потребительском рынке стабильны. Но рост мировых цен на сырье в 2020-2024 году вызвал потребительскую инфляцию и в США. Производители возвращаются к прежним, забытым приемчикам обмана покупателя на количестве. Например, американские покупатели обнаружили, что в рулоне бумажных пакетов вместо 160 листов теперь 140. Это равносильно инфляции 14,3%.
Усадочная инфляция дважды обманывает потребителя
Усадочная инфляция, похожая на игру продавца и покупателя, не так уж безобидна. В ней, по меньшей мере, две уловки:
- Первая уловка рассчитана на то, что человек не заметит уменьшение количества товара.
- Вторая использует наше нежелание погружаться в тонкости расчетов.
Например, вес чая в упаковке снижен со 100 г до 90 г при сохранении цены 100 руб. Кажется, что чай стал дороже на 10 %, ведь уменьшение веса составляет 10%. Но это не так. Вес уменьшился на 10%, а цена выросла на 11,11%:
- 100 г – 100 руб., цена 1 г – 1 рубль
- 90 г – 100 руб., цена 1 г – 1,11 рубль
В этом проявляется эффект большой и малой базы. Так, если от 100 единиц отнять 50%, то получился 50 единиц, но, чтобы вернуться на 100 единиц, 50 единиц надо поднять уже на 100%.