Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.
При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.
Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара
В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:
- Д41/1 К60 — вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
- Д19 К60 — размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
- Д41/1 К60 — полная стоимость непосредственно ТЗР.
- Д19 К60 — размер НДС, который относится к ТЗР.
Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.
В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.
Пример расчета транспортных расходов
Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.
- партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
- партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.
При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.
В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.
В итоге должно получиться: расходы по доставке — 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.
Расходы по доставке — 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.
В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара
В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на счете 44 под наименованием «Расходы на продажу», поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).
На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.
Пример списания суммы транспортных затрат
Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.
- первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
- вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае — 120000.
Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.
По расчетам сумма ТЗР составила:
- оплата бензина — 1000 руб.;
- страховой взнос с зарплаты для водителя — 240 руб.;
- зарплата водителя — 800 руб.;
- амортизация машины — 500 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки
Сумма | Дебет | Кредит | Наименование операции |
80000 | 41.1 | 60 | стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика |
8000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку одной партии |
120000 | 41.1 | 60 | стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика |
12000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку второй партии |
40000 | 44.1 | 60 | стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика |
1000 | 44.ТР | 10 | затраты на топливо |
800 | 44.ТР | 70 | заработная плата водителя |
240 | 44.ТР | 69 | страховые взносы с зарплаты водителя |
500 | 44.ТР | 02 | амортизация автомобиля |
В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.
На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.
В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?
Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 — 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.
Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.
Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу
Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу — Д90.2 К44.ТР
Про счета используемые в учете транспортно заготовительных расходов читайте в статьях: счет 90 и счет 44.
Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:
ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.
Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:
- включать транспортные расходы в стоимость доставки;
- включать ТЗР в расходы на продажу.
При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.
Транспортные затраты при продаже товара
В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:
- когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
- когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
- когда доставку товара оплачивает продавец.
В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.
В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.
Итог:
- Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
- В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором — по дебету 44, на отдельном листе.
- Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.