Еще недавно обман потребителя был уголовно-наказуемым деянием, а потому большинство предпринимателей не решались на крупное и массовое введение покупателей в заблуждение. Чаще всего случались небольшие “обвесы” на рынке — на не слишком значительные суммы, и только там, где не было контрольных весов.
Однако сегодня, когда обман покупателя стал административным проступком, потребителей стали обманывать куда чаще и куда серьезнее. Эксперты назвали самые популярные способы обмана покупателей в крупных торговых сетях.
“Обвесы” и отказы от возврата отошли на второе место
Сегодня потребителя обманывают путем предоставления недостоверной или неполной информации. Происходит либо замалчивание существенных потребительских характеристик товара, либо сокрытие реальной цены товара. Например, на ценнике стоит одна цена, а на кассе покупатель узнает, что это была цена по акции, которая уже закончилась, а ценник поменять не успели. Многие граждане ленятся или стесняются доказывать свою правоту, однако, важно помнить, что товар обязаны продать по той цене, которая указана в торговом зале.
Недостоверная информация о товаре, например, продажа сырного продукта под видом сыра, также является обманом потребителя. Примечательно, что таким способом пользуются не только ритейлеры, но и банкиры. Например, повышенная процентная ставка по вкладу действует только при покупке дополнительного банковского продукта.
Немногие знают, но за подобного рода нарушения продавцам грозит до 500 тыс. административного штрафа в порядке ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях.
Следующим вариантом обмана является размещение на передних позициях полок менее свежих товаров, а выставление более свежих, наоборот, — намного дальше. Таким способом ритейлеры порой распродают даже откровенно просроченные товары, зачастую под видом акционных, пользуясь желанием россиян экономить в период пандемии.
Отказ от возврата также является нарушением прав потребителя. Разумеется, в тех случаях, когда речь не идет о позициях из перечня товаров, не подлежащих обмену и возврату. К таковым относятся, например, чулочно-носочные изделия, ювелирные украшения, лекарственные препараты и другие, согласно Правилам торговли.
Читайте также: новые правила возврата некачественного товара