С января 2024 года контрольно-надзорная политика в РФ реализуется на основании риск-ориентированного подхода, согласно которому периодичность плановых проверок устанавливается в зависимости от категории риска, присвоенной организации. В статье разберем риск ориентированный подход при налоговых проверках: как ФНС присваивает организациям ту или иную категорию налогового риска, какие критерии при этом использует, как часто налоговики вправе проводить плановые проверки в зависимости от «рискового» показателя предприятия.
Риск ориентированный подход при реализации контрольных мероприятий: суть концепции
Риск-ориентированный подход – это новая государственная концепция, согласно которым контролирующие органы осуществляют мониторинг деятельности предприятий не по «сплошному» принципу, а согласно установленной «рисковой» классификации.
В рамках концепции органы надзора проводят оценку деятельности организации за последние несколько лет, после чего присваивают предприятию ту или иную категории риска.
При оценке деятельности и определении «группы риска» учитываются следующие факты:
- добросовестность организации в части выполнения требований законодательных норм;
- наличие взысканий, наложенных в виде штрафов, пеней, предписаний;
- наличие в штате организации работников, которые ранее были дисквалифицированы за административные правонарушения;
- наличие жалоб на действия организации как работодателя, поступившие в органы ГИТ от сотрудников.
На основании проведенной проверки контролирующий орган присваивает организации определенную категорию риска, на основании которой определяется периодичность проверок, которые будут проводиться в отношении деятельности такой организации.
Чем выше категория риска, тем чаще контролеры вправе планово проверять организацию.
Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к проверке Ростехнадзора«.
Риск ориентированный подход при налоговых проверках
ФНС по праву считается флагманом риск-ориентированного подхода – налоговики ввели для налогоплательщиков критерии рисков еще в середине 2016 года. В течение последующих 2-х лет концепция риск-ориентированного подхода к налоговым проверкам дополнялась и совершенствовалась.
В соответствие с концепцией, ФНС анализирует деятельность налогоплательщика в части исполнения требований налогового законодательства, после чего присваивает организации ту или иную категорию риска. Проверке подлежат документы (декларации, отчетные формы), предоставляемые налогоплательщиком в ФНС в стандартном порядке.
При оценке деятельности налогоплательщика и определении категории риска ФНС учитывает:
- своевременность и полноту уплаты налогов и сборов;
- своевременность предоставления налоговых деклараций, отчетных форм;
- наличие пеней, штрафов, прочих взысканий за нарушение требований налогового законодательства;
- соблюдение порядка предоставления ответов с объяснениями на письменные требования ФНС;
- наличие нарушений, отраженных в актах выездных и камеральных проверок;
- своевременность выполнения предписаний ФНС.
Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора«.
Частота проверок ФНС при риск-ориентированном подходе
Оценив деятельность организации и присвоив ей определенный класс риска, ФНС устанавливает периодичность плановых проверок, которые могут проводиться в отношении предприятия. Чем выше установленная категория риска, тем чаще ФНС может планово проверять налогоплательщика.
Частота проведения плановых налоговых проверок при риск-ориентированном подходе представлена в таблице ниже:
№ п/п | Категория риска юрлица/ИП | Частота налоговых проверок |
1 | Категория высокого риска | Плановые проверки не чаще 1 раза в 3 года |
2 | Категория среднего риска | Плановые проверки не чаще 1 раза в 5 лет |
3 | Категория низкого риска | Плановые проверки не проводятся |
Отметим, что риск-ориентированная концепция ФНС действует исключительно в отношении плановых проверок, которые проводятся на основании утвержденного графика. При этом ФНС сохраняет право на внеплановые проверки организации при наличии соответствующих оснований.
Читайте также статью ⇒ «Как подготовиться к налоговой проверке: инструкция для бухгалтера«.
Автоматизированная проверка НДС
Отличительная особенность риск-ориентированного подхода в ФНС – реализация концепции с использованием автоматизированной системы контроля.
Порядок классификации налогоплательщика по категориям риска с помощью автоматизированной системы СУР АСК НДС отражен в Письме ФНС № ЕД-4-15/9933 от 03.06.2016 года. Согласно порядку, система осуществляет автоматическую проверку декларации НДС, предоставленной налогоплательщиком в электронном виде, и на основании проведенного анализа присваивает налогоплательщику определенный критерий риска – высокий (красный цвет), средний (желтый цвет), низкий (зеленый цвет).
Порядок присвоения налогоплательщику категории риска на основании автоматизированной проверки системой СУР АСК НДС представлен в таблице ниже:
№ п/п | Категория риска юрлица/ИП | Цветовой индикатор | Критерии оценки |
1 | Категория низкого риска | Красный цвет |
|
2 | Категория среднего риска | Желтый цвет |
|
3 | Категория высокого риска | Зеленый цвет |
|
Проверка документов ФНС при риск-ориентированном подходе
В целях модернизации риск-ориентированной концепции в налоговом секторе ФНС разработала порядок определения объема документов, запрашиваемых для налоговой проверки.
Согласно Письму ФНС № ЕД-4-15/1281 от 26.01.2017 года, ФНС установила объем документов (в процентном соотношении), которые подлежат истребованию при проверке организации в зависимости от присвоенной ей категории риска:
№ п/п | Категория риска юрлица/ИП | Объем документов, подлежащих истребованию при налоговой проверке |
1 | Категория высокого риска | ФНС вправе истребовать 40% документов при проведении любого из видов проверок |
2 | Категория среднего риска |
ФНС вправе истребовать:
Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 4-х налоговых периодов подряд |
3 | Категория низкого риска |
ФНС вправе истребовать:
Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 5-х налоговых периодов подряд |
Таким образом, риск-ориентированный подход ФНС не только оптимизирует порядок проведения плановых проверок, но и значительно упрощает саму процедуру проверки путем уменьшения количества проверяемых документов в зависимости от категории риска, присвоенной налогоплательщику.