Ассоциация выступает одной из форм добровольного объединения предприятий и организаций. В статье расскажем, как происходит регистрация ассоциации, каковы причины возможного отказа, особенности ведения учета, отчетности, налогообложения.
Пошаговая инструкция регистрации
Ассоциации создаются для того, чтобы координировать деятельность по представлению и защите совместных имущественных выгод. Происходит централизация управленческих и производственных функций, но самостоятельность и независимость входящих в ассоциацию субъектов сохраняется. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов (шагов), суть и содержание которых описаны в таблице.
Процедура | Что включает | Пояснение |
Шаг 1. Сбор и подготовка данных | Выбор названия | Указывает на организационно-правовую форму и отражает, какая работа будет осуществляться |
Юридический адрес | Населенный пункт, улица, номер здания, где находится организация. Он указывается в реквизитах ассоциации | |
Определение учредителей | ||
Определение источников финансирования | Финансирование может состоять из:
|
|
Решение вопроса с органами управления | Общее собрание (наивысший управленческий орган).
Совет – работает между собраниями. Возглавляет его председатель. Исполнительный директор – руководит текущей деятельностью |
|
Определение целей и видов функционирования | Предусматриваются в учредительных документах.
Определенная деятельность возможна только при наличии лицензий |
|
Шаг 2. Формирование пакета документов | Их перечень описан отдельно | |
Шаг 3. Оплата государственной пошлины | Необходимость оплаты предусмотрена в налоговом законодательстве | Размер пошлины составляет 4000 рублей |
Шаг 4. Подача пакета документов в Управление Минюста | Документы оставляются под расписку.
Рассматриваются Минюстом, налоговыми органами 30 дней |
|
Шаг 5. Возвращение пакета обработанных документов | Пакет можно получить, предъявив расписку, ранее выданную |
Документы подаются в течение трех месяцев с того дня, когда было принято решение о создании ассоциации.
Перечень обязательных документов
В органы Министерства юстиции представляются такие документы:
- Заявление по установленной форме в двух экземплярах. Его необходимо обязательно заверить в нотариальной конторе. Подать заявление вправе один из учредителей ассоциации.
- Оригинал устава (три экземпляра). Заявителю нужно поставить подпись на каждой страничке устава, (на титульном листе – нет). Читайте также статью: → «Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75».
- Протокол общего собрания учредителей (два образца).
- Подробный перечень руководителей и информация о них.
- Документы, подтверждающие юридический адрес ассоциации.
Они могут состоять из:
- гарантийного письма, представленного собственником недвижимости;
- копии свидетельства о том, что у ассоциации есть право собственности;
- договора на аренду помещения, расположенного по указанному адресу.
Квитанцию об уплате государственной пошлины следует обязательно подать вместе с остальными документами.
Необходимые действия после регистрации
После успешной регистрации и получения соответствующего свидетельства, необходимо проделать еще ряд действий, без которых работа ассоциации будет заблокирована. Они представлены в таблице:
Процедура | Пояснения |
Регистрация в Территориальном органе государственной статистики | Ассоциация получает уведомление по поводу ОКВЭД (общегосударственного классификатора экономической деятельности) |
Выбор банка и открытие счета | Предъявляются документы, примерный перечень которых такой:
|
Убедиться, что ассоциация прошла регистрацию в фондах (ПФР и ФСС), уведомить их об открытии счета в банке | Автоматическая постановка на учет в фонды проводится во время регистрации ассоциации в Минюсте. Об этом факте сообщают письменно.
Ассоциации присваивается номер, который необходимо занести в соответствующую бухгалтерскую программу и прописывать в отчетах |
Налоговую инспекцию, ПФР, ФСС необходимо уведомить в течение недели после открытия ассоциацией расчетного счета.
Возможные причины отказа в регистрации ассоциации
В регистрации ассоциации могут отказать. Причины таковы:
- При подготовке документов допущены ошибки в заполнении и оформлении. Деньги, уплаченные как госпошлина, не возвращаются.
- Осложнения с указанным юридическим адресом. Достоверность информации о заявленном юридическом адресе проверяется всегда. Если собственник недвижимости не подтвердил наличие договорных отношений с ассоциацией, то отказ в регистрации неминуем. В данном случае он поступает от налоговиков. Откажут и тогда, когда по каким-либо причинам пообщаться с собственником не удалось.
- Отказ банка открыть счет. Подобная проблема возникает у объединения, когда ее фактическое местонахождение указано неверно. Читайте также статью: → «Как открыть расчетный счет в банке?».
Отказ возможен и при заявлении массового адреса, за которым уже зарегистрирована не одна организация. Банк может:
- потребовать дополнительные документы, подтверждающие местонахождение ассоциации: договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на него.
- проверить местонахождение ассоциации, совершив выезд по указанному адресу.
Если устав ассоциации составлен с нарушениями законодательных требований, в лучшем случае документ будет отправлен на доработку, в худшем – поступит отказ в регистрации.
Проблемы могут возникнуть и после успешной регистрации:
- Последует отказ в использовании УСНО, когда о таких намерениях заявлено не своевременно.
- Ассоциации придется уплатить штраф, если она опоздает с уведомлением в соответствующие фонды и налоговые органы об активации своего расчетного счета.
Способы регистрации ассоциаций
Регистрацию ассоциации можно провести:
- Силами участников.
- С помощью специальных организаций.
В первом случае плюс один – сэкономленные средства. Нужно будет уплатить только госпошлину и услуги нотариуса. Минус в том, что значительная вероятность отказа, поскольку процесс непростой и требования к документам серьезные. Придется начинать все сначала, в том числе, заново оплачивать госпошлину. Поэтому экономия средств – всего лишь относительная.
Чтобы получить позитивный результат с первого раза, необходимо правильно заполнить все документы и ничего не упустить из необходимого перечня. Это под силу только тем, кто профессионально занимается подобного вида работой.
Поручить процесс регистрации специальной организации означает:
- избавиться от всех проблем с оформлением документов;
- через месяц (возможно и раньше) получить необходимые свидетельства. Это означает, что ассоциация успешно прошла регистрацию.
В услугу по регистрации входит изготовление печати, постановка на учет в фондах и статистическом органе, открытие счета в банке. Минус только один – обойдется подобная услуга в несколько десятков тысяч рублей (18000-45000 рублей).
Особенности ассоциации (союза)
Ассоциацию вправе зарегистрировать организации как коммерческие, так и некоммерческие. Их должно быть минимум две. Но участники одного объединения – только коммерческие, либо только некоммерческие предприятия.
- Срок деятельности организации неограничен, при условии, он не указан в учредительных документах отдельным пунктом.
- Действующая ассоциация может создать и зарегистрировать свой собственный знак.
- Кроме обязательных документов могут приниматься и иные. Примером является декларация, в содержании которой четко формулируются задачи и цели, поставленные при создании ассоциации.
- Ассоциация не наделена правом заниматься предпринимательством. Чтобы его проводить, необходимо учредить хозяйственное общество. Второй вариант – участвовать в его работе.
Особенности налогообложения, учета и отчетности
Ассоциации являются субъектом права, поэтому наряду с остальными отвечают за то, чтобы:
- в полной мере и своевременно платить налоги;
- предоставлять правдивую финансовую информацию в налоговые органы.
Особенность ассоциаций состоит в том, что объектом контроля является полнота и правильное использование средств целевого финансирования. Именно они выступают источником, обеспечивающим работу объединений.
Пример №1. В ассоциацию поступили наличные в счет целевого финансирования. Их сумма составила 150 тыс. рублей. Бухгалтер должен отразить операцию такими проводками:
Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |
76 | 86 | 150000 |
50 | 76 | 150000 |
Ассоциации ведут раздельный учет использования средств целевого назначения. Составляется финансовый план, в котором определяются статьи доходов и расходов. Все стороны бухгалтерского и налогового учета отражаются в приказе об учетной политике.
Нормы НК обязывают ассоциации вести раздельный учет полученных средств и расходов, если они произведены по разным видам деятельности.
Налог на прибыль в ассоциациях
Налогом на прибыль не облагаются:
- взносы: вступительные, членские, целевые;
- вносимые пожертвования;
- имущество, если оно завещано;
- суммы, поступившие из госбюджета, выделенные на благотворительность;
- деньги и любое имущество, полученное для осуществления благотворительной деятельности.
Сумма целевых средств, направленная на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, в состав доходов не включается. Однако когда подобные поступления используются не по назначению, они входят в сумму, облагаемую налогом на прибыль. В данном случае целевые средства превращаются во внереализационные доходы.
Особенности расчета и оплаты НДС
Ассоциации не освобождаются от НДС. Поэтому, если даже налогом облагать нечего, они должны предъявлять декларацию один раз в квартал. Целевые средства объектом налогообложения не являются.
Пример №2. Частное лицо сделало добровольное пожертвование в сумме 150 000 рублей. Человек передал деньги для того, чтобы помочь людям, получившим серьезные повреждения во время стихийного бедствия.
Организация закупила медицинские препараты и распределила их между пострадавшими. Расходы, которые осуществила ассоциация, считаются целевыми и не облагаются налогом. В бухгалтерском учете операции будут проведены так:
Корреспонденция счетов | Сумма, тыс. руб. | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
51 | 86 | 150 | Поступило добровольное пожертвование |
60 | 51 | 150 | Оплата закупленных медицинских препаратов |
41 | 60 | 150 | Учтены купленные товары |
76 | 41 | 150 | Материальные ценности отправлены пострадавшим |
86 | 76 | 150 000 | Расходы признаны целевыми |
Ассоциации целесообразно перейти на УСНО. У них отсутствует уставный капитал, поэтому такое понятие, как «доля участия», влияющее на выбор системы учета, объединений не касается. Читайте также статью: → «Какие налоги заменяет УСН в 2024?».
Топ 5 вопросов, которые задают чаще всего
Вопрос №1. Ограничивается ли количество участников ассоциации?
Нет, подобного ограничения не предусмотрено.
Вопрос №2. Ассоциация и союз: в чем отличие?
В ГК различия не описаны, и эти два названия применены в виде синонимов. Но практический опыт показывает, что признаками ассоциации выступает организационное, профессиональное или отраслевое единство. Союзы создаются по иным критериям, например, территориальной принадлежности.
Вопрос №3. Вправе ассоциации получать пожертвования?
Да. Такой вид финансирования обычно прописывается в Уставе, если ассоциация создана для того, чтобы осуществлять общеполезную деятельность. Когда объединение образовано для оказания помощи своим членам – пожертвования исключаются.
Вопрос №4. Согласно налоговому законодательству, инвестиционные фонды не могут пользоваться УСНО. Применим ли подобный критерий к ассоциациям, которые осуществляют социальные инвестиции?
Такие ассоциации могут использовать УСНО. Они – не инвестиционные фонды. Последние содержат это словосочетание (инвестиционный фонд) в своем названии и занимаются исключительно инвестированием, которое приносит им реальный доход. Социальные инвестиции также приносят доход, но измеряется он не рублями.
Вопрос №5. Может ли ассоциация перейти на УСНО с наступлением нового года?
Она вправе это сделать, если только ее доходы составили за девять месяцев текущего года не более чем 45 млн. рублей. Регистрация ассоциации – процедура непростая. И хотя она прописана в законодательстве, без определенных знаний и опыта не обойтись.
![]() |