Никто не застрахован от несчастных случаев и травм. В трудовом законодательстве РФ четко описан алгоритм, которому следует организация в ситуациях, когда одному из ее сотрудников присваивается группа инвалидности.
Вследствие того, что по поводу описанных в ТК РФ требований и правил по вопросу действий работодателя в таких ситуациях часто интерпретируются по-разному, сотрудниками Министерства Труда РФ 10 декабря 2020 года было опубликовано письмо №14-2/ООГ-17894. В его содержании подробно разъяснен алгоритм, которому должен следовать работодатель.
Сотруднику присвоили инвалидность – что делать работодателю?
Правом присвоения постоянной или временной группы инвалидности гражданин обладают исключительно сотрудник медико-социальной экспертизы. В ходе проведение осмотра у специалистов и оценки способности гражданина к ведение трудовой деятельности выносится вердикт.
После того, как в результате работы МСЭ гражданину была присвоена какая-либо группа инвалидности, работодатель начинается действовать.
Итог трудовых отношений зависит от таких факторов, как:
- назначенная группа инвалидности;
- текущая способность гражданина к исполнению своих должностных обязательств;
- наличие или отсутствие возможности создания специальных условий, при которых гражданин смог бы продолжить работать в организации;
- ограничения и требования, предусмотренные разработанной индивидуальной программой реабилитации.
Если гражданин в результате заболевания или травмы получил группу инвалидности и далее не может продолжать исполнять свои прямые должностные обязанности, то трудовой договор между ним и организацией будет расторгнут. Официальным основанием для этого станут не зависящие ни от работодателя, ни от гражданина обстоятельства (первый пункт ч. 5 ст. 83 ТК РФ).
В такой ситуации все документальное оформление – это обязанность руководителя. Он издаст соответствующий приказ. Сотруднику написать заявление на увольнение не нужно. Трудовая книжка (если она ведется в бумажном формате) и сопутствующая документация может быть получена родственниками гражданина или при наличии нотариальной доверенности третьими лицами.
В остальных ситуациях сотрудник остается работать в организации. К таковым относятся:
- возможность продолжения работы на своей должности;
- возможность продолжения работы на своей должности, при создании специализированных условий работодателем (оборудование помещения, установка пандуса, закупка мебели и т.д.);
- возможность продолжения работы на другой должности в этой же организации (в таком случае оформляется перевод путем перезаключения договора найма или посредством подписания дополнительного соглашения).
При этом в случае перевода гражданин, получивший инвалидность, должен в обязательном порядке предоставить свое согласие.