Причины паники российского бизнеса

Автор статьи

Анна Крицкая

1 минуту на чтение
490 просмотров

По данным опросов, среди российского бизнеса стали преобладать крайне пессимистичные настроения. Впрочем, такая ситуация характерна не только для России, но и для европейских предпринимателей. В октябре индекс оптимизма российских предпринимателей рухнул до рекордного минимума с 2009 года.

Представители бизнеса не верят в светлое будущее для своих компаний. В основном это связано с крайне неопределенной экономической ситуацией, обусловленной пандемией коронавирусной инфекции.

Напомним, что в октябре Президентом России Владимиром Путиным было анонсировано продление мер поддержки малого и среднего предпринимательства в пандемию. В частности, на ближайшие 3 месяца продлена отсрочка по налоговым и страховым платежам. Кроме того, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса распространили на весь следующий год.

Однако, как видно из исследований, оптимизма российским компаниям это не добавляет. Основная причина, по мнению экспертов, кроется в том, что перевод сотрудников на удаленный режим работы для абсолютного большинства компаний оборачивается определенными финансовыми потерями. Например, если ресторан переводит официантов на удаленный режим работы, то те, по сути, ничего не делают для получения прибыли бизнесом, но работодатель обязан выплачивать им полную сумму заработной платы.

Большинство предпринимателей планирует повышение отпускных цен в целях компенсации увеличившихся издержек. К новым инвестициям готовы менее 40% опрошенных предпринимателей. К найму новых сотрудников готовы менее 4% опрошенных, а более 20% планируют возможные увольнения.

Падение спроса, снижение реальной покупательной способности населения, общее снижение деловой активности — все это влияет на настроения предпринимателей не лучшим образом, впрочем, и на сам бизнес, естественно, — тоже.

Вместе с тем, ожидания компаний, оказывающих услуги, более позитивны по сравнению с ожиданиями производителей товаров (особенно непродовольственных). Это вполне объяснимо — спрос на некоторые услуги практически не меняется даже в кризисные времена, а вот в некоторых непродовольственных товарах многие потребители себе отказывают, включая режим жесткой экономии и приобретая лишь самое необходимое.

Тем не менее, аналитики считают, что в ближайшее время можно ожидать снижения панических настроений российских бизнесменов, поскольку, в сравнении с весенним пиком заболеваемости коронавирусной инфекцией, сегодня есть вакцина и препараты, и тотальный локдаун не планируется.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи