Форма Журнала учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации (ОП-19), утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Где применяется эта форма журнала ОП-19
Оказывая услуги общественного питания в зале обслуживания, ресторану, столовой, кафе не обойтись без использования столовой посуды и столовых приборов, поскольку эти предметы должны не только использоваться по прямому назначению, но и гармонично вписываться в дизайн зала обслуживания и концепцию заведения.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к предприятиям общественного питания, количество одновременно используемой в ресторане или кафе столовой посуды и приборов должно обеспечивать нормальную деятельность организации.
Сейчас такие нормы не утверждены. В советское же время потребность предприятия общественного питания в посуде и столовых приборах рассчитывалась по специальным нормам, которые были разработаны с учетом использования от трех до четырех комплектов посуды и приборов на одно место посетителя (два комплекта находятся в обращении, остальные — в мойке). Это количество комплектов обеспечивает нормальное обслуживание посетителей ресторана (кафе) при условии от двух- до трехкратной оборачиваемости места в час. Если же место занято только один раз в час, потребность в столовой посуде и приборах по норме сокращается до полутора комплектов (см. → учет посуды в кафе в 2024)
Минимальные требования по качеству к столовым посуде и приборам определяются соответствующим ГОСТом в зависимости от типа и класса предприятия общественного питания.
Вся столовая посуда и приборы поступают в кладовую предприятия общепита и приходуются. По мере необходимости инвентарь выдается в производство для оказания услуг общепита (см. → бухгалтерский учет в столовой предприятия в 2024)
Посуда и столовые приборы – это материально-производственные запасы многоразового использования, они не потребляются сразу, как, например, сырье, а находятся в постоянном обращении. Поэтому в столовой, ресторане должен быть налажен четкий контроль за движением столовой посуды и приборов.
С этой целью на предприятии общественного питания ведется Журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации. В этом Журнале отражаются операции по выдаче, возврату, выявлению недостачи столовой посуды и приборов.
Кто составляет Журнал по форме ОП-19?
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие этот журнал.
Обычно такими лицами являются сотрудники, которые непосредственно работают с этой посудой и приборами (распорядитель зала или бригадир официантов) и несут ответственность за сохранность посуды и приборов в обращении. В его обязанность входят:
- получение и выдача столовой посуды и приборов в зал обслуживания;
- ведение учета столовой посуды и приборов, а также представление в бухгалтерию первичных документов, отражающих их движение.
С сотрудником заключается договор о материальной ответственности.
Бригадир (распорядитель зала) получает перед началом работы зала из кладовой комплекты посуды и приборов, организует их непрерывное обращение в зале, выдает под отчет работающим в этот день официантам, принимает участие в списании боя, лома, утери, порчи предметов и проведении инвентаризации.
Последующая выдача, обращение посуды и приборов между официантами и мойщиками посуды в течение дня (смены) производятся в порядке обмена. В конце рабочего дня посуда и столовые приборы должны возвращаться бригадиру официантов (распорядителю), которое также должно следить за физическим состоянием каждого возвращенного предмета.
Как правильно заполнить Журнал?
К сведению. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете формы первичных документов утверждаются руководителем организации, в том числе и в случае использования унифицированных форм первичных учетных документов. Применение Журнала должно быть отражено в Учетной политике организации общественного питания.
В заголовке Журнала указывается:
— наименование организации и ее структурное подразделение;
— период, на который открывается Журнал;
— должность, подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за ведение Журнала.
В табличной части, в начале которой исполнитель указывает дату заполнения страницы, указывается:
— полное наименование выданной за этот день посуды с ее кодом в соответствии с Классификатором продукции и единица измерения;
— по каждому подотчетному лицу (официанту) в количественном выражении указывается, сколько получено, возвращено посуды и приборов, а также отдельно указывается количество битой посуды и утерянной; При этом составляется Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов (форма ОП-8).
Подпись в журнале ставят материально ответственное лицо и работники, которым выдаются под отчет комплекты посуды и приборов.
При автоматизированной обработке возможно применения Журнала в виде отдельной ведомости в бухгалтерской программе.
Исправления в Журнал (форма ОП-19) могут вноситься лишь по согласованию с материально ответственным лицом и подотчетным лицом, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения таких исправлений.
Журнал составляется в нескольких экземплярах и передается материально-ответственному лицу на хранение, в бухгалтерию для отражения операций по учету недостачи, в некоторых случаях – в юридическую службу для предъявления претензий виновному лицу.
Что происходит с формой Журнала (ОП-19) потом?
Журнал необходим как источник сведений для внутреннего контроля в организации в следующих случаях:
- для контроля за установленными нормативами потерь столовой посуды и столовых приборов;
- при выявлении недостачи в результате боя посуды или ее утери.
Посуда и столовые приборы являются предметами длительного пользования, срок их использования может составлять более года, а износ зависит от интенсивности и условий эксплуатации.
Поэтому списывать из эксплуатации вследствие боя, лома, порчи, невозможности дальнейшего применения посуду и столовые приборы можно только по истечении определенного времени. В этом случае в организации общественного питания разрабатываются нормы списания посуды и приборов (эксплуатационных потерь). Организация может сделать это самостоятельно или воспользоваться отраслевым Приказом Минторга N 276 от 29.12.1982. Например, нормы эксплуатационных потерь посуды установлены этим Приказом в процентах к годовому товарообороту.
На основании акта о бое, ломе и утрате посуды и приборов с приложением Журнала руководителем организации общественного питания принимается решение о списании недостающих и испорченных посуды и столовых приборов по разработанным нормам. Сверх этого лимита стоимость столовых принадлежностей взыскивается с виновных лиц.
В каждом конкретном случае необходимо выявить причину произошедшего и найти виновное лицо. Бывают и примеры того, когда в бое, ломе не виноват никто (например, причина — физический износ).
Если бой посуды произошел по вине пьяного посетителя, то предприятие общественного питания имеет право потребовать с него возмещения ущерба. Аналогичными действия будут и в ситуации, когда в утрате посуды и приборов виновен работник предприятия.
Для привлечения работника к материальной ответственности необходимо, чтобы работодатель доказал размер причиненного ему ущерба. При отсутствии документов, подтверждающих ее проведение — Журнала и Акта о бое, ломе и утрате посуды и приборов, работник может оспорить привлечение его к материальной ответственности в судебном порядке.
Ущерб работник может возместить добровольно по соглашению с работодателем или в судебном порядке. Кроме того, работодатель имеет право отказаться (полностью или частично) от взыскания ущерба с сотрудника.
В бухгалтерском учете сумма возмещения ущерба за утраченные посуду и столовые приборы учитывается в составе прочих доходов в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны виновником.