Типовая межотраслевая форма ОП-18 — «Акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица» и Указания по ее применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
С января 2013 года это форма не является обязательной, но по сложившейся практике многие торговые организации, которые ранее применяли данную форму, продолжают ее применять. В любом случае, указание на то, что данная форма используется организацией, должно быть в ее учетной политике.
Форма применяется организациями общественного питания.
Кроме того, организация может доработать форму под нужды организации, тогда это будет уже новая форма, которую должен утвердить руководитель организации, и указание на которую также должно быть в учетной политике организации.
Сфера применения формы ОП-18
Форма применяется на кухне, буфете, баре, в других аналогичных подразделениях при оформлении передачи товаров и тары при смене материально ответственного лица.
Порядок заполнения акта по форме ОП-18
Акт по форме ОП-18 составляется материально ответственным лицом, которому по каким-либо причинам необходимо передать полномочия другому материально-ответственному лицу.
Акт составляется в трех экземплярах.
Акт подписывается как сдающим товары и тару материально ответственным лицом, так и принимающим их материально ответственным лицом. Также на акте ставится подпись представителя администрации.
Пошаговая инструкция по заполнению акта по форме ОП-18
- Указывается наименование, код, единица измерения товара или тары, по которому создается акт. Также указывается количество, масса товара или тары, цена и сумма по каждому наименованию в акте. Товары и тара в акте указываются раздельно.
- Подсчитываются итоговые значения по товарам с указанием массы, количества и итоговой суммы.
- Подсчитываются итоговые значения по таре, также с указанием массы, количества и итоговой суммы.
- Указывается должность сдающего товары и тару материально ответственного лица, ставится его подпись и расшифровка подписи.
- Указывается должность принимающего товары и тару материально ответственного лица, ставится его подпись и расшифровка подписи.
- Указывается должность представителя администрации, ставится его подпись и расшифровка подписи.
- Один экземпляр акт остается у передающего товарно-материальные ценности, второй у принимающего, третий экземпляр акта передается в бухгалтерию.
Рассмотрим пример заполнения акта по форме ОП-18
В связи с отпуском кладовщика в столовой № 1 ООО «Солнышко» необходимо оформить передачу передачи товаров и тары при смене материально ответственного лица.
Исправление ошибок в форме ОП-18
Даже если Вы используете унифицированные формы по торговым операциям, ошибки в таких формах можно исправлять по общим правилам, действующим в бухгалтерском учете. На это указывается в п.7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Возможны 2 варианта исправления ошибки
- Метод («классический», согласно п.п.4.2 и 4.3 «Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете» (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105)):
— неправильные данные необходимо зачеркнуть одной линией так, чтобы не было затруднено прочтение ранее написанного;
— сделать надпись «Исправлено»;
— сверху написать правильные данные;
— указать дату внесения исправления;
— поставить подписи лиц, составивших документ, с указанием ФИО.
Требования по исправлению ошибок в первичном документы в законе «О бухгалтерском учете» позволяют исправительную надпись сделать на любом свободном поле документа.
Форма ОП-18 составляется в 3-х экземплярах, значит, исправления нужно сделать в каждом документе.
- Метод по аналогии со счетами-фактурами (подробнее о заполнении счетов-фактуры).
Составляется новый документ с верными данными. Под наименование документа добавляется строка «Исправление № … от «___» ________ 20__г.»
На практике часто просто заполняют новый документ. Так как акт по форме ОП-18 является внутренним документом, такой способ тоже может иметь место.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1: Нужно ли на акте формы ОП-18 ставить печать?
Ответ: Место для печати в форме акта не предусмотрено.
Вопрос № 2: Можно ли добавить графы в форму ОП-18?
Ответ: Да, можно. Изменение необходимо отразить в учетной политике.
Вопрос № 3: Как долго должен храниться акт в бухгалтерии и у материально ответственного лица?
Ответ: В бухгалтерии организации акт необходимо хранить в течение 5 лет. Срок хранения акт материально ответственным лицом законодательно не установлен.