Менеджер при получении наличных денег от клиента в качестве оплаты за товар, услугу или работу, обязан удостоверить факт выдачей специального документа: чек ККТ или БСО. Последний является аналогом чека ККТ. Однако применение бланка должно отвечать стандартам законодательства.
БСО является важнейшим документом при проведении расчетов с клиентами по оказываемым услугам. В рамках данной статьи представлены основы заполнения данного документа компаниями и ИП.
Концепция
Бланк строгой отчетности или БСО относится к унифицированным первичным документам, выдаваемым в качестве чека ККМ при наличных расчетах (в том числе по картам). Выдается БСО за оказанные услуги, в том числе по ООО и ИП.
Важно! Применение БСО при реализации товаров запрещено по закону. Применять возможно только при оказании услуг для предприятий любой формы собственности.
Скачать образец БСО для ИП можно тут.
Скачать образец БСО для ООО можно тут
Важно! Компании, оказывающие услуги населению, применяют старые БСО только до 01.07.2024. По истечении этой даты начинается выдача чеков ККТ и БСО, которые могут быть сформированы только с помощью техники нового образца. Исключение составляет сфера общепита, предприятия которой должны были перейти на эти правила еще с 01.07.2024г.
БСО является официальным расчетным документом, он соответствует кассовому чеку по юридической силе.
Пример № 1. Примером БСО является транспортный проездной документ. Он удостоверяет:
- факт, что услуга оказана пассажиру;
- факт проведения оплаты за услугу.
Какие виды услуг оформляются БСО?
До 01.01.2017г. существовал специальный сборник ОКУН, в котором были перечислены вилы и коды направлений деятельности, доступных для применения БСО. С 2017 года появились другие сборники: ОКВЭД2 и ОКПД2.
Современные законодательные акты по БСО:
- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р. В нем отражены списки ОКВЭД2 и ОКПД2;
- Приказ Росстата от 23.05.2016 № 244 (ред. от 11.08.2017).
Перечень основных видов услуг согласно данным документам следующий:
- ремонтные работы обуви;
- услуги ателье;
- услуги по ремонту техники;
- производство мебели;
- строительные услуги;
- услуги прачечной;
- сфера ЖКХ;
- сфера транспорта и др.
Важно! Если компания оказывает услуги общественного питания, то применять БСО запрещено как исключение сферы услуг.
Важно! В ситуации, когда руководству сложно ответить на вопрос о возможности применения БСО по их виду деятельности, надо обратиться за помощью в налоговую службу.
Правила применения
Основные правила работы с бланками для компаний отражены в таблице ниже.
Правило | Описание |
Замена чеков ККТ | Только для компаний, занимающихся различными услугами. В торговле строго запрещено. Вид налогообложения не имеет влияния на применение. |
Между организациями | Между компаниями при расчетах применение запрещено. Только в ситуациях, когда расчета происходят применительно к физлциам. |
Продажа товара | Только чеки ККМ |
Форма создания | На компьютере нельзя создавать и распечатывать. С 01.07.2024г. создание можно осуществлять только с помощью АС, |
Форма бланка | Есть стандартная форма бланка. Но за фирмами закреплено право разработки и применения своей формы и образца. Однако все реквизиты в разработанном собственном варианте должны быть. |
Надо ли выдавать покупателю | Выдача осуществляется независимо от просьбы покупателя. |
Правила хранения и учета | Как у обычного фискального документа |
Плюсы и минусы
Преимущества работы:
- при оказании некоторых услуг (например, фотоуслуг) применение очень удобно;
- можно не применять ККМ;
- не надо регистрировать кассу;
- отпадают расходы на приобретение и обслуживание ККТ.
Недостатки работы:
- по 54-ФЗ бизнесу, оказывающему услуги, надо ставить кассу с середины года;
- применение между юрлицами запрещено, только в ситуациях расчетов с населением;
- требования к учету и хранению высоки в течение 5 лет;
- надо проводить инвентаризацию.
Реквизиты бланка с 01.07.2024
С помощью применяемого онлайн-устройства БСО может быть изготовлен в электронном виде. Отличие от кассового чека: только в названии.
Обязательные реквизиты:
- серия и номер;
- ОПФ и название;
- адрес;
- ИНН;
- вид услуги;
- стоимость услуги;
- сумма от физлица;
- дата;
- ФИО и подпись сотрудника;
- специфические реквизиты от вида деятельности.
Дополнительные реквизиты отражены в таблице ниже.
Реквизит | Характеристика |
QRкод | Занесена вся информация |
Дата и время | Когда проведена сумма |
Номер смены | — |
Признак платежа | Код |
Налоговый режим | У компании |
Итог | С учетом НДС при ОСН |
Признак фискального режима | Код |
Номер устройства | Заводской |
Номер регистрации | ККТ |
Телефон, e- mail | Клиента для передачи в электронном виде |
Адрес сайта | Для проверки |
E- mail | Поставщика услуг |
Важно! Все вышеперечисленные реквизиты имеют обязательный характер при оформлении БСО согласно постановлению № 359 от 06.05.2008 года.
Где можно приобрести?
В таблице ниже отражены варианты приобретения БСО.
До 01.07.2024 | После 01.07.2024 | ||
Заказать в типографии | · все реквизиты бланка;
· реквизиты изготовления бланка |
Специальное онлайн-устройство | · онлайн-касса, которая может формировать БСО;
· данные передаются в инспекцию; · регулируется законом № 54-ФФ |
Автоматизированная система (АС) | · устройство типа ККТ;
· отличается функциональными возможностями; · учет в ФНС не нужен |
Важно! До 01.07.2024г. хозяйствующие субъекты могли применять все три указанных типа бланков. Однако после этой даты возможно применение только тех БСО, что указаны в правом крайнем столбце таблицы выше.
Особенности учета БСО
Центральным документом для учета бланков БСО является специальная книга.
Для ее наполнения назначается лицо, отвечающее за ведение. С ним заключается договор материальной ответственности.
Функции :
- прием;
- учет;
- внесение записей;
- ответственность за сохранность БСО;
- самостоятельное оформление для сотрудников, осуществляющих расчеты наличными деньгами.
Книга учета БСО имеет унифицированную форму. Однако законодательное утверждение отсутствует. Для фирм разрешено разрабатывать и применять собственные варианты, но с соблюдением требований по реквизитам. Обязателен учет специфики компании..
Требования к книге:
- обязательная прошивка;
- заверение печатью и подписью руководства;
- заверять книгу в налоговой нет необходимости;
- возможно применение специальных программ для ведения книги, что существенно снижается временные затраты на ее оформление;
- не относится к первичке;
- не относится к обязательным учетным регистрам;
- штраф при ее отсутствии не может быть назначен (ст.120 НК РФ).
Скачать бланк книги учета БСО можно тут.
Скачать образец книги учета БСО можно тут.
Как ведется приемка БСО?
Особенности процесса приемки:
- осуществляется только ответственным лицом в присутствии комиссии;
- проводится сверка по количеству, сериям и номерам;
- по итогам проверки составляется акт (ОКУД 07000);
- передача партии фиксируется в книге учета.
Бланк акта приемки БСО можно скачать тут.
Как хранятся БСО?
Правила хранения:
- в конце рабочего дня бланки складируются в сейф;
- испорченные варианты перечеркиваются и хранятся отдельно;
- отрывные части складируются в мешки на сохранение;
- срок — 5 лет.
Особенности процедуры инвентаризации БСО:
- 1 раз в год;
- одновременно проводится инвентаризация средств оп кассе;
- создается инвентаризационная комиссия. Она несет ответственность за процесс проверки;
- комиссия утверждается директором фирмы;
- итоги процесса инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи ИНВ-16.
Списание и уничтожение БСО
Для организации ликвидации БСО:
- формируется специальная комиссия;
- с помощью комиссии бланки уничтожаются;
- составляется акт списания БСО (ОКУД 0504816).
Скачать бланк акта списания БСО можно тут.
Алгоритм расчетов с применением БСО
В таблице отражена последовательность действий при расчетах по бланкам БСО.
Наличный вариант | Вариант применения карты |
Заполнение всех реквизитов бланка | Получение карты от клиента |
Получение наличных денег от клиента | Формирование БСО без подписи |
Пересчет суммы и ее озвучивание | Карта вставляется в терминал оплаты |
Подпись БСО | Ожидание, когда платеж обработается |
Формирование копии документа | Подпись БСО |
Сдача | Корешок бланка остается |
Выдача корешка | Карта возвращается клиенту |
Важно! Ошибки и исправления в БСО не допустимы. Иначе бланк считается испорченным.
Алгоритм действий сотрудника после окончания смены:
- в бухгалтерию сдаются деньги и копии БСО;
- корешки БСО передаются на хранение по установленным правилам.
Штрафы по БСО
В таблице ниже отражены основные возможные штрафы за нарушения применительно к БСО.
Причина штрафа | Ссылка на закон | На руководителя (ИП) | На юрдицо |
За невыдачу | Ст.14.5КоАП | От 3 до 4 т.р. | От 30 до 40 т.р. |
За несоблюдение требований хранения БСО | Ст.15.11 КоАП | От 2 до 3 т.р. | — |
За отсутствие БСО | Ст.120 НК РФ | от 10 до 30 т.р. |
Организация бухучета БСО
Ведение учета БСО осуществляется с применение забалансового счета 006.
Особенности учета:
- НДС к вычету можпри применить при покупке бланков;
- расходы учитываются как траты при ОСНО, УСН;
- списание и учет на счете 006.
В таблице ниже представлены проводки по бухучету БСО.
Дт | Кт | Операция |
В день покупки бланков | ||
10 | 60 | Приход бланков |
19 | 60 | Выделение НДС |
68 | 19 | НДС к вычету |
20 (44,26) | 10 | Передача БСО ответственным лицам |
006-1 | Принятие к забалансовому счету | |
В день выдачи БСО сотрудникам, которые работаю с клиентами | ||
006-2 | 006-1 | БСО переданы сотруднику |
006-2 | Отчет работника по БСО |
Часто задаваемые опросы
Вопрос № 1. Когда можно применять БСО вместо чека?
Ответ. Применение БСО вместо чека возможно:
- ИП и маленькими компаниями, занимающимися предоставлением услуг;
- ветеринарные клиники;
- ипотечные организации и др.
Вопрос № 2. В каких случаях позволяется использование БСО вместо ККТ?
Ответ. В следующих ситуациях:
- когда речь идет о расчетах с населением;
- при предоставлении услуг, а не продаже товаров;
- предприниматели, которым разрешено работать без ККТ
Вопрос № 3. Каковы требования к учету БСО?
Ответ. Основные требования:
- учет ведется в специальном журнале;
- при обнаружении недостачи БСО составляется акт;
- движение БСО фиксируется;
- БСО хранятся в сейфах;
- срок хранения – 5 лет.
Вопрос № 4. Нужна ли печать на БСО?
Ответ. Печать ставится только тогда, когда это предусмотрено внутренними правилами и регламентами самой компании. Если в актах компании не указана необходимость постановки печати, то такое действие выполнять нет смысла.
Вопрос № 5. Какие примеры БСО существуют?
Ответ. Среди возможных вариантов БСО: проездной документ, абонемент, билет, талон, путевка, наряд, путевой лист.
Вопрос № 6. Каковы итоги реформирования системы БСО?
Ответ. Следует учесть два момента:
- БСО, существовавшие до реформы 01.07.19 не имеют более юридической силы;
- БСО, изготовленные в типографии, больше нельзя применять;
- товарные чеки с 1.07.19 также не имеют юридической силы;
- БСО нового образца содержат больше информации и выдаются только АС;
- выдача БСО равна выдаче чека;
- реквизиты чека и БСО практически одинаковы;
- АС для БСО приравнены к кассам.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка № 1. Главной ошибкой является наличие исправлений и помарок, корректировок в БСО. Законом строго настрого такие отклонения запрещены. Иначе считается испорченным бланк.
Выводы по применению БСО
Основные моменты, которые являются важными при использовании БСО:
- БСО есть аналог кассового чека;
- применение БСО возможно, когда субъект может не применять ККМ по закону;
- заполнение бланка БСО соответствует правилам, установленным законом;
- соблюдение нормативов по заполнению и учету является важным, так как документ относится к сфере строго учета.
Таким образом, требования к составлению БСО прописаны в законодательстве РФ для предприятий всех форм собственности. БСО должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 и закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.