Профсоюзные организации России обеспокоены новой редакцией закона ”О занятости населения в РФ”, они считают, что произойдет существенное ухудшение положения безработных.
Итак, в соответствии с новой редакцией закона, произойдет изменение системы отслеживания ситуации с безработицей, в частности, больше не будет происходить выявление регионов со сложной ситуацией на рынке труда. Это значит, что такие субъекты Федерации будут лишены государственной поддержки и финансирования поддержки безработных в таких регионах.
Вместо существовавшей ранее системы мониторинга предлагается создать специальную онлайн-платформу. Авторы законодательной инициативы считают, что модернизация службы занятости должна пройти таким образом, чтобы при содействии государства каждый гражданин имел возможность найти достойную работу с хорошей оплатой, при этом без дополнительного сбора справок, то есть так. чтобы поиском работы через службу занятости можно было заняться, не выходя из дома.
По сути, речь идет о создании цифровой службы занятости. Проект предполагается реализовать при помощи портала “Работа в России”. Предлагается обязать каждого работодателя, с численностью штата более 25 человек, размещать информацию о поиске сотрудников на этом портале. В объявлении должна быть указана информация о должности, обязанности, условиях труда и оплаты, кроме того, информация о рабочих местах, доступных людям с ограниченными возможностями.
Кроме того новации усложняют положение безработных. Теперь пособие по безработице не будут платить тем, кто не работает без уважительной причины.
Предлагается даже определить такие уважительные причины:
- отпуск по уходу за детьми в многодетной семье, но только для одного из родителей;
- отпуск по уходу за ребенком, если родитель единственный (впрочем, речь идет только о тех случаях, когда второй родитель отсутствует физически – умер, без вести пропал, или в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк);
- отпуск по уходу за ребенком младше 3-х лет;
- осуществление ухода за ребенком-инвалидом, другим родственником инвалидом или же пожилым человеком старше 80 лет;
- очное обучение в высшем учебном заведении, но только для тех, кто моложе 23 лет;
- прохождение срочной службы и период. равный трем месяцам, после демобилизации;
- отбывание наказания в местах лишения свободы и такой же период в три месяца после освобождения;
- длительное, более трех месяцев, лечение.
Что же касается получения статуса безработного, то теперь он будет “уважительным” только первые полгода. Далее, по всей вероятности, его отзовут. Видимо, по замыслу Министерства труда человек должен соглашаться на любую работу, даже не соответствующую его образованию, квалификации и состоянию здоровья.
Это значит, что высококвалифицированный узкий специалист, например, инженер, не имея возможности работать по специальности, будет должен выходить на работу дворником. В противном случае, будет считаться, что он не работает без уважительной причины.
Такие меры разработаны для того, чтобы увеличить адресность поддержки. Однако, если в регионе реально существует сложная ситуация на рынке труда и вакансий просто нет, а регион не получает дотации из федерального бюджета на выплату пособий, так еще и безработных могут лишить такового статуса, посчитав, что нет уважительной причины для отсутствия трудоустройства.
Подобных регионов, с напряженной обстановкой на рынке труда, около 20 по всей стране, среди них, Карелия, Алтай, Бурятия, Тува, Чечня, Пермский край и другие. Ситуация серьезно обострилась на фоне сложной эпидемиологической обстановки — очень многие россияне лишились работы, многие предприятия просто обанкротились
Кроме того, если гражданин, признанный безработным, перестал посещать службу занятости, то его на целый год лишат права получения пособия. Профсоюзы считают это неправомерным, поскольку гражданин мог перестать посещать службу занятости по причине, например, тяжелой болезни. К таким случаям необходим индивидуальный подход.
Впрочем, в Министерстве труда заверяют, что вес замечания профсоюзных и общественных организация будут учтены и отражены в поправках к законопроекту.