С начала 2024 года начали действовать обновленные правила розничной торговли, введенные в постановлении Правительства РФ №2463 от 31 декабря 2020 г. В результате этого некоторые пункты из ранее действовавших правил стали недействительными, а также добавились новые положения.
Правила розничной торговли: введенные изменения
Несмотря на то, что изданный документ полностью отменяет действие старых норм, обязательств и прав, в его содержании присутствует большая часть положений, прописанных в предыдущей версии правил.
В постановлении регламентируются основные права потребителей в вопросе приобретения чего-либо в розницу и обязательства продавцов по вопросам доведения информации о продукции до покупателя, печати кассовых или выписки товарных чеков, взвешивания и т.д.
Однако в содержании постановления присутствуют несколько новых положений, которые дополняют старые правила, а также заменяют некоторые ранее действовавшие нормы.
Новые обязательства и права:
- Второй пункт постановления. С 2024 года продавец не может препятствовать гражданам получать сведения о реализуемой продукции любым доступным способом, в том числе фотографировать витринные образцы, фиксировать допущенные нарушения путем фото или видеосъемки. Ранее этот пункт не регламентировался на уровне законодательства РФ. Компании устанавливали собственные правила по этому вопросу посредством принятия локально-нормативных актов.
- Пятый пункт постановления. При получении претензии от посетителя продавец в обязательно порядке должен ответить на его жалобу. Ранее организация имела полное право не уведомлять гражданина о результате рассмотрения оставленной им претензии.
- Седьмой пункт. Сотрудники автозаправочных станций обязаны по первому требованию покупателя сообщить ему подробные сведения о месте изготовления топлива, а также предоставить для ознакомления информацию о компании-производителе. Они должны передать эти сведения клиенту посредством предъявления паспорта качества. Устное изложение информации допускается только в том случае, если покупатель не имеет ничего против этого.
- Четырнадцатый пункт. При торговле через Интернет продавец обязан отправить покупателю подтверждение, что между ним и организацией заключается договор розничной купли-продажи, составленный согласно правилам публичной оферты. В документе должны быть отражены основные условия, а также реквизиты, по которым гражданин может идентифицировать совершенный им заказ. Подтверждение необходимо отправлять в электронной форме непосредственно при оформлении покупки, а также передавать в бумажном экземпляре при получении товара (если отправка осуществляется с помощью услуг почтовых отделений, логистических компаний или курьерской доставки, то договор следует приложить к посылке).
Также в документе более подробно разъяснены правила ведения дистанционной торговли через интернет:
- теперь получить заказанный товар может любой гражданин, знающий реквизиты договора независимо от того факта, был ли он оплачен заранее или нет, соответственно, службы доставки и курьеры теперь не вправе требовать предъявления паспорта или любого другого документа, идентифицирующего личность получателя (исключение составляют дорогостоящие товары);
- в случае необходимости возврата товара ненадлежащего качества, расходы на отправку несет продавец;
- в случае необходимости возврата по иным причинам, в которых виноват продавец или третья сторона в лице службы доставки, расходы на возврат также возлагаются на организацию, реализовавшую товар.
По обновленным правилам продавцы обязаны всегда указывать в кассовом чеке наименования реализованных товаров и их артикулы. Это касается продукции, относящейся к следующим категориям:
- технически-сложное оборудование;
- текстиль, трикотаж и другие швейные товары;
- обувь;
- животные;
- растения;
- предметы мебели.
Внимание! Если в кассовом чеке отсутствует название продукции и ее артикульный номер, то продавец обязан выписать товарный чек, в содержании которого будет указана эта информация. В противном случае покупатель имеет право подать претензию в Роспотребнадзор, по результатам расследования которой нарушители в лице продавца и организации будут привлечены к ответственности в виде штрафа.
Ознакомиться с пояснительной запиской к обновленным правилам можно на официальном интернет-портале Роспотребнадзора.
Реакция на обновленные правила розничной торговли
Изменения, вносимые в российскую розничную торговлю, направлены в первую очередь на современные тенденции. В частности, ключены такие возможности, как: оставление претензий и жалоб на различных интернет-площадках. В то время как привычные книги жалоб канули в лета.
Обновленные правила торговли в розницу прокомментировал Шелищ Петр Борисович, председатель Союза потребителей России
«В целом меня устраивают обновленные правила ведения розничной торговли. Однако есть и недостатки. Например, мне жаль, что в перечень не включили обязанность магазинов указывать на ценниках на весовых товарах две позиции: стоимость за единицу и цену за определенный вес. Это позволило бы покупателям видеть реальные значения, что упростило бы расчет выгоды. Сейчас часто бывает не понятно, что дороже, а что дешевле.
Также огорчил тот факт, что норму об обязательствах взаимного уведомления, по поводу которой было множество дискуссий, все-таки не приняли. По старым правилам, в случае возврата товара, приобретенного дистанционно через интернет, продавец обязан был вернуть деньги в течение 10-дневного срока, а покупатель в свою очередь вернуть продукцию в этот же период. Разрабатываемое правило обязало бы обе стороны подтверждать факт получения товара и денежных средств. При действующих нормах часто возникают ситуации, когда деньги были возвращены покупателю, а товар не дошел до продавца, или, наоборот. Ввод этого простого правила позволил бы предотвратить достаточно существенное число судебных разбирательств.»