МФО создают собственного омбудсмена

Автор статьи

Анна Крицкая

1 минуту на чтение
598 просмотров

В условия ужесточения требований Центробанка к кредитным организациям и бюро кредитных историй, а также звучащих от парламентариев призывов к полному запрету микрокредитования,  микрофинансовые организации задумались о защите собственный прав и интересов.

От одной из саморегулируемых микрофинансовых организаций “МиР” на заседании Экспертного совета при Центробанке прозвучало предложение о создании уполномоченного по делам микрофинансовых организаций.

Предлагается объединить рассмотрение всех обращений, поступающих от физлиц по вопросам деятельности ломбардов, микрокредитных организация и кредитных потребительских кооперативов. Базой для создания микрофинансового омбудсмена станет платформа, объединяющая 15 ассоциаций участников микрофинансового рынка — Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка.

По мнению представителей “МиР”, обращения должны рассматриваться по следующей схеме взаимодействия: клиент — уполномоченный — микрокредитная организация, поскольку это позволит увеличить скорость и эффективность рассмотрения обращений.

На сегодняшний день у потребителя микрофинансовых услуг — достаточно большой спектр организаций, в которые он может обратиться с целью защиты своих нарушенных прав — от Роспотребнадзора и службы судебных приставов до Центробанка. Вследствие этого, как правило, обращения попадают в непрофильные организации, что приводит к затягиванию процесса решения вопроса. Кроме того, разумеется, что самыми широкими полномочиями располагает Центробанк, а вот судебные приставы могут рассматривать обращения, связанные только с нарушением прав гражданам, связанным с порядком взыскания задолженности.

Однако, как утверждает “МиР”, на практике, микрофинансовые организации готовы идти клиентам на встречу, искать подходящее индивидуальное решение. Соответственно, прямой контакт ускорял бы рассмотрение вопросов, а микрофинансовый омбудсмен, не ограниченный каким-то одним видом полномочий в вопросе рассмотрения обращений, стал бы эффективным способом решения спорных ситуаций.

Эксперты отмечают перспективность подобного предложения. Однако, велик риск того, что дополнительный инструмент может дополнительно осложнить и без того непростую систему рассмотрения жалоб в отношении микрофинансовых организаций. 

Высказывается мысль о том, что появление такого уполномоченного имеет смысл только в том случае, если Центробанком будут изменены правила рассмотрения обращений  заемщиков, решения омбудсмена станут обязательными для исполнения, а большинство жалоб на первоначальном этапе будет рассматриваться без привлечения регулятора.

С одной стороны, Банк России поддерживает инициативы, ускоряющие процесс рассмотрения обращений граждан, с другой — данный вопрос требует более детальной проработки — отметили в пресс-службе Центробанка.

Вместе с тем, аналитики высказывают опасения о справедливости решений такого омбудсмена, поскольку велик риск того, что он будет действовать в интересах микрофинансовых организаций, а не заемщиков. Его ролью может стать, скорее, примирение сторон, а не разрешение споров. Микрофинансовый омбудсмен не должен заменить досудебное урегулирование конфликтных ситуаций.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи