В данной статье мы рассмотрим: ликвидация ИП с работниками. Узнаем о причинах завершения деятельности индивидуального предпринимателя. Разберем особенности ликвидации ИП с работниками.
В период экономического кризиса наиболее уязвим и подвержен закрытию именно малый бизнес. Множество индивидуальных предпринимателей принимают решение о ликвидации своего микро-предприятия. Данная статья поможет предпринимателю юридически грамотно пройти путь закрытия своего бизнеса, не нарушив при этом трудового законодательства в отношении наёмных работников.
Причины завершения деятельности индивидуального предпринимателя
Ликвидация ИП регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями). В соответствии со ст.22.3 данного закона ликвидация ИП может быть обусловлена рядом причин:
- решение индивидуального предпринимателя о прекращении деятельности;
- смерть индивидуального предпринимателя;
- решение суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, признанного банкротом;
- вступление в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права вести предпринимательскую деятельность;
- аннулирование документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Особенности ликвидации ИП с работниками
Ликвидация ИП с работниками, безусловно, имеет определённые особенности.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ:
- работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
- работодатель – физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, физическое лицо, кем в данном случае является индивидуальный предприниматель, выступает в роли работодателя, т.к. в соответствии с Трудовым кодексом РФ физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели) являются работодателями. Читайте также статью: → «Больничный лист для ИП в 2024»
В соответствие со ст. 307 ТК РФ основания для прекращения трудового договора, компенсационные выплаты, размер выходного пособия, сроки предупреждения о предстоящем расторжении трудового договора определяются трудовым договором между работником и работодателем (индивидуальным предпринимателем). Все гарантии, упомянутые в ст.178 ТК РФ, относятся к отношениям между работником и юридическим лицом (организацией).
Процедура ликвидации ИП с работниками
Трудовое законодательство регламентирует механизм ликвидации ИП с работниками. Данная процедура для индивидуального предпринимателя состоит из ряда этапов:
Этап | Пояснение |
Отчёты | Индивидуальный предприниматель после принятого решения о ликвидации ИП должен сдать все итоговые отчёты, включая налоговую декларацию. |
Расторжение трудовых договоров | На данном этапе необходимо:
|
Погашение долгов | Необходимо погасить долги по уплате налогов, социальных взносов и т.д. |
Уплата госпошлины | Особое внимание на данном этапе необходимо обратить на формирование платёжного поручения во избежание ошибок |
Прекращение основной деятельности | На данном этапе необходимо:
|
Заявление о государственной регистрации прекращения | Заполняется заявление Формы № Р26001 (Приложение № 15 к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@), заверяется у нотариуса. |
Подача документов | Нотариально заверенное заявление Формы № Р26001, квитанция об уплате госпошлины подаются в ИФНС посредством:
|
Получение документов | Через 5 дней необходимо получить документ, подтверждающий завершение деятельности индивидуального предпринимателя:
|
Кого нельзя уволить при ликвидации ИП?
Существует мнение, что ряд особо уязвимых категорий работников увольнению в случае ликвидации ИП не подлежит.
К данной категории относятся:
- женщины, находящиеся в декретном отпуске;
- работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 или до 3 лет;
- беременные женщины;
- работники, находящиеся в очередном отпуске;
- женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3 лет;
- одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет.
К сожалению, это глубокое заблуждение, т.к. при ликвидации ИП работники не могут оставаться в штате того предприятия, которое фактически прекратило своё существование.
Например:
Альбина А. являлась сотрудником ИП Бартенев Б.Б. В период с 01.03.2016 г. по 01.05.2017 г. она находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет. В марте 2017 г. Бартеневым Б.Б. было принято решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, о чём Альбина А. в марте получила уведомление. После проведения необходимых мероприятий 30.04.2017 г. Альбина подписала приказ о расторжении трудового договора и получила на руки трудовую книжку. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на имущество ИП в 2024»
Компенсации работникам при ликвидации ИП
В соответствии со ст.307 ТК РФ работник может претендовать на выходные пособия и компенсационные выплаты при увольнении лишь при условии, что они указаны в трудовом договоре. В противном случае данных выплат может не быть, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Законодательство предъявляет повышенные требования к работодателям – юридическим лицам, защищая права работников статьёй178 ТК РФ, но в случае с работодателями – физическими лицами все «острые» моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример:
Индивидуальный предприниматель Бартенев Б.Б. принял решение о ликвидации ИП. В трудовом договоре с работниками имеется пункт «В случае ликвидации ИП работнику будут произведены выплаты в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации». В данном случае размер выплат не пояснён, поэтому работник может претендовать на выплаты, регламентированные ст.178 ТК РФ, т.к. других выплат трудовым законодательство РФ не предусмотрено. Читайте также статью: → «Налоговая отчетность для ИП в 2024»
Оформление документации при ликвидации ИП с работниками
При увольнении работников в связи с ликвидацией ИП необходимо соблюсти ряд требований в оформлении документов и в соблюдении сроков:
Документ | Пояснение |
Уведомление | В идеале уведомить работников, работающих по:
Уведомление составляется в свободной форме и содержит следующие сведения: · сведения об ИП, о ликвидации которого принято решение; · сведения о работнике, подвергшемся предстоящему увольнению (ФИО, занимаемая должность); · регистрационный номер документа, дата составления; · заголовок (Уведомление); · информация о причине расторжения трудового договора, подкреплённая ссылками на нормативные акты; · ФИО и подпись индивидуального предпринимателя; · подпись работника, подтверждающая факт получения уведомления. |
Приказ об увольнении | На каждого работника издаётся Приказ о прекращении трудового договора с работником (унифицированная форма № Т-8). Приказ в обязательном порядке должен быть подписан работником после соответствующего ознакомления. |
Запись в Личную карточку работника | Работник знакомится под подпись о записи, внесённой в Личную карточку работника. |
Запись в трудовую книжку работников | В трудовую книжку производится запись «Уволен в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ». |
Уведомление органов службы занятости о ликвидации ИП
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями) накладывает на индивидуального предпринимателя обязанность об уведомлении территориальных органов службы занятости в случаях массового увольнения работников, а именно:
- ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий.
В случае массового увольнения людей работодатель оповещает органы службы занятости в 2 этапа:
Срок уведомления | Содержание |
За 3 месяца до предстоящего увольнения | В органы службы занятости предоставляется Информация о массовом высвобождении работников (Приложение № 1 к Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения). |
За 2 месяца до предстоящего увольнения | В органы службы занятости предоставляются Сведения о высвобождаемых работниках (Приложение № 2 к Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения). |
Ответственность за нарушение законодательства
Нарушение трудового законодательства при увольнении работников в случае ликвидации ИП относится к категории нарушения трудового законодательства и влечёт за собой административные санкции (ст.5.27 КоАП РФ):
Нарушение | Административное наказание |
Выявлено впервые | Штраф 1000-5000 рублей. |
Повторное нарушение | Штраф 10000-20000 рублей |
Ликвидация ИП с работниками: вопросы и ответы
Вопрос № 1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и принял решение о ликвидации ИП. Но всё осложняется тем, что в штате находятся 3 сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет. Имею ли я право ликвидировать совё ИП даже при наличии данных сотрудниц?
Ответ: Трудовое законодательство не препятствует Вам в реализации поставлено задачи по ликвидации ИП. Сотрудницы, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет Вам в этом не помеха. Вы можете спокойно уведомить их о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией ИП и запускать процедуру ликцидации.
Вопрос № 2. Являясь индивидуальным предпринимателем, планирую ликвидировать ИП. В штате на сегодняшний день состоит 2 работника. Нужно ли мне каким-то образом уведомить органы службы занятости о предстоящем увольнении?
Ответ: Ваш случай не попадает под разряд массового увольнения, в связи с чем информировать органы службы занятости необходимости нет.
Вопрос № 3. Моё предприятие в последние 2 года очень убыточно, в связи с чем было принято решение о ликвидации ИП. В настоящее время осталась одна сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребёнком, которому на сегодняшний день исполнилось 9 месяцев. Пособие на ребёнка она получает от ФСС. Должен ли я производить какие-то выплаты в период ликвидации?
Ответ: Трудовое законодательство не накладывает на Вас обязанности по выплате выходного пособия и компенсации, если они не предусмотрены трудовым договором. Вы можете уведомить сотрудницу о предстоящем увольнении, а затем уволить без каких-либо выплат.