Юристы поделились информацией о том, как узнать, что в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг присутствуют признаки мошенничества. А также дали совет относительно того, как вернуть денежные средства, если оплата по таким квитанциям все же была произведена.
Самый распространенный вариант — выставление счета на неоказываемые услуги. Например, управляющая компания включает в счет на обслуживание жилья расходы по вывозу мусора (который вывозит другая организация), плату за домофон (которого на самом деле нет) и т.д. Если в квитанциях присутствуют счета за услуги, которые не были прописаны в договоре, или те, которые просто не оказываются управляющей компанией, необходимо провести общедомовое собрание и направить соответствующее обращение в управляющую компанию. Если же управляющая компания проигнорирует его и откажется вернуть денежные средства за неоказываемые услуги или сделать перерасчет, переводя эти средства в счет оплаты реальных услуг по обслуживанию жилья, необходимо обратиться в Жилинспекцию и прокуратуру. Кроме того, управляющая компания обязана на будущее убрать из квитанций такие статьи расходов.
Следующий вариант — искажение поданных собственником данных. Предположим, собственник подал в компанию, предоставляющую жильцам многоквартирного дома холодную воду, информацию о том, что согласно показаниям счетчика, им было израсходовано 3 кубометра холодной воды, а компания-поставщик при выставлении счета завысила показания, указав, что собственник израсходовал 5 кубометров воды.
По этой причине эксперты рекомендуют вести реестр подаваемых показаний счетчиков и обязательно сравнивать данные с выставленными в квитанциях на оплату услуг. В случае возникновения подобных ситуаций, собственнику также необходимо обратиться в компанию-поставщика услуг за уточнением расходов. В случае их завышения поставщик обязан сделать перерасчет.
Напомним, что собственник вправе требовать перерасчета и в случае оказания услуг ненадлежащего качества. Например, если температура воды из крана не соответствует нормативу, Жилищным кодексом предусмотрено право граждан на ежедневное снижение платы при оказании услуг ненадлежащего качества. Итак, температура горячей воды не может быть ниже 60 и выше 75 градусов. Допустимо небольшое отклонение на 3-5 градусов в ночное время суток. При несоблюдении этого правила за каждый час плата должна снижаться на 0,1%. Снижение напора воды на четверть и более позволяет требовать снижения оплаты за целый день.
Что касается отопления, то температура в жилом помещении не может быть ниже 18-20 градусов тепла, а в северных регионах – 20-22 градусов тепла. Допустимо понижение температуры ночью не более, чем на 3 градуса. В противном случае, плата за услуги должна снижаться на 0,15% от месячной суммы за каждый градус. Впрочем, с превышением температуры точно такая же ситуация. Если температура выше нормы более, чем на 4 градуса, перерасчет также возможен.
Отключение электричества более чем на сутки также влечет за собой уменьшение суммы коммунальных платежей. За каждые сутки просроченного вывоза мусора можно снизить сумму платежа за вывоз мусора на 3,3%.
Читайте также: что делать, если приходят двойные платежки по ЖКХ