Как вести бухгалтерию в сфере грузоперевозок

Автор статьи

Амина С.

11 минут на чтение
727 просмотров
Содержание Содержание

Правила ведения бухгалтерского учета, которые нужно соблюдать при работе в сфере грузоперевозок, зависят от статуса организации, используемой системы налогообложения, численности персонала, количества транспорта на балансе и т.д.

Как выбрать налоговый режим

Из существующих налоговых режимов для организаций, ведущих деятельность в сфере перевозок, рекомендовано выбирать из:

Основные условия и ограничения их применения представлены в таблице:

Налоговый режим:ПСНЕНВДУСН
Форма предприятия:Индивидуальный предпринимательЮридические лица и ИП
Лимит по количеству автомобилей на балансе20
Лимит по выручке за год (млн. руб.) 60150
Ограничение по количеству сотрудников15100
Параметр, определяющий размер налогового сбораПотенциальных доходКоличество транспортаДоход или разность между доходами и расходами
Процентная ставка налога6%15%6% или 15% (в зависимости от наличия права на льготы)
Право снизить налогНа размер страховых выплат и пособий

Составление и заключение договора

Каждая доставка груза выполняется на основании заключенного соглашения между заказчиком и исполнителем. Документ составляется согласно правилам из ст. 785, гл. 40, ч. 2 ГК РФ. В нем должна содержаться следующая информация:

  • сведения о грузе (название, вид, количества, масса и т.д.);
  • адрес назначения;
  • временные рамки исполнения обязательств;
  • сумма оплаты;
  • ответственность сторон;
  • реквизиты исполнителя и заказчика.

ВАЖНО: Соглашение может содержать любые условия, не противоречащие законодательству РФ. Единственный нюанс: с ними должны быть согласны обе стороны.

Составление декларации по перевозке

Транспортировка грузов осуществляется на транспорте, который принадлежит организации или арендован ей. Ст. 264 НК РФ обязывает вести бухгалтерский учет затрат на обслуживание автомобилей. Все вносимые в декларацию расходы должны экономически обосновываться по следующим показателям:

  • итоговый пробег – показания одометра;
  • норма расходования топлива и других горюче-смазочных материалов – разработанные в организации нормы, если их нет, то значения, рекомендованные министерством транспорта;
  • ремонт и обслуживание – фактически понесенные затраты, подтвержденные документально.

Все понесенные затраты вносятся в транспортную накладную. Документ составляется по форме, утвержденной приложением 4 ПП РФ №272. Если перевозчиком и заказчиком является одна и та же организация, то используется товарно-транспортная накладная. Ее форма утверждена постановлением Госкомстата №78.

Налоговой службой РФ было объяснено, что оба вида накладных взаимозаменяемы. Организациям не нужно использовать их вместе. Подтверждать расходы можно с помощью одного документа.

Письмо Налоговой Службы №ЕД-4-3/4681@

Налоговый учет расходов, понесенных в ходе грузоперевозок, не сильно отличается от правил, установленных для других отраслей. Себестоимость деятельности формируется на двух счетах:

  1. 20 «Основное производство» – затраты, связанные с деятельностью предприятия.
  2. 26 «Общехозяйственные расходы» – затраты на управление компанией и ее обслуживание.

При заполнении деклараций нужно использовать налоговые коды из таблицы:

Вид расходовИспользуемый код
Списание стоимости топлива, запчастей и материалов для ремонта и обслуживания. 10
Зарплата сотрудников70
Взносы во внебюджетные фонды69
Амортизация средств и нематериальных активов02 и 05
Приобретенные услуги (аренда чего-либо, коммунальные расходы, охрана и т.д.)76 и 60
Командировочные выплаты71
Выделение НДС на товары и услуги сторонних компанией60
Выделение НДС на собственную деятельность68

По окончании расчетного периода средства, накопленные расходы себестоимости списываются в счет дебета 90-2. 

Пример учета грузоперевозок

17 марта 2020 г. ООО «Заказчик» заключило соглашение с ООО «Исполнитель» на перевозку груза. Стоимость составила 80 тыс. руб. Себестоимость услуги составила 65 тыс. руб. (топливо, заработная плата сотрудников, обслуживание и т.д.). Согласно положениям договора доставка должна быть выполнена до 22 марта 2020 г.

В учете ООО «Исполнитель» такая услуга будет отражена следующим образом (все значения указаны в руб.):

  1. Оплата услуги: 96 тыс. (80 тыс. – стоимость, 16 тыс. – НДС) – Дебет 51, Кредит 62.
  2. Суммарная выручка предприятия: 96 тыс. – Дебет 62, Кредит 90-1.
  3. Начисление НДС: 16 тыс. – Дебет 90-3, Кредит 68.
  4. Затраты на перевозку: 65 тыс. – Дебет 20, Кредит 10, 70, 69.
  5. Списание затрат: 65 тыс. – Дебет 90-2, Кредит 20.
  6. Списание прибыли: 15 тыс. – Дебет 90-9, Кредит 99.
Обсуждения
  • Аватар

    Основа бухгалтерского учета документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи