В связи с ограничениями, действующими в России для снижения темпов распространения коронавирусной инфекции, многие организации, в том числе налоговая служба были закрыты. Пандемия также оказала влияние и на бизнес. Некоторые компании закрылись, а часть из них сменили деятельность. Как правило, прекращение деятельности и ее смена производится в налоговой службе. Но, так как ведомство не принимало посетителей, вопрос пришлось решать удаленно.
Для закрытия предприятия дистанционным способом отправляется специальная заявка. Ее принимают без электронной подписи. А вот чтобы сменить вид деятельности, нужно внести изменения в ЕГРИП и выбрать соответствующие ОКВЭД. Сделать это без ЭП не получится.
ЕГРИП: понятие
ЕГРИП – это сокращенное наименование единого государственного реестра ИП. Фактически, он представляет собой картотеку, где собрана информация о всех индивидуальных предпринимателях, действующих на территории РФ. В частности, в картотеке можно найти следующие данные о ИП:
- регистрационный номер предпринимателя, который называется ОГРН;
- ФИО частного бизнесмена, его адрес проживания и другая персональная информация;
- виды деятельности ИП в виде кодов ОКВЭД.
Вся информация заносится в специальный лист, который выдается налоговой службой. В ЕГРИП вносятся изменения, касающиеся открытия или закрытия ИП или о смене видов деятельности предпринимателя.
Способы внесения изменений в ЕГРИП
Если предприниматель планирует сменить вид деятельности, либо закрыть статус, то потребуется внести изменения в ЕГРИП. Сделать это можно несколькими способами.
- Лично в территориальном подразделении налоговой службы. Для этого с собой берут гражданский паспорт и ИНН.
- Лично в МФЦ. Сотрудник многофункционального центра примет заявку и отправит ее в налоговую.
- По Почте России. Для этого все документы заверяются на действительность нотариусом, а затем отправляются заказным письмом с уведомлением.
- Онлайн на официальном сайте налоговой службы или в личном кабинете портала Госуслуг. Но нужно помнить о том, что сменить коды ОКВЭД без электронной подписи не получиться.
- При помощи специальной программы.
Важно! Законодательство РФ разрешает прекращение деятельности ИП без ЭП, а вот изменить направления работы дистанционно без цифровой подписи не получиться.
Что такое электронная подпись и как ее получить
Электронная подпись представляет собой числовую комбинацию, сгенерированную специальной программой. Квалифицированную ЭП выдают удостоверяющие центры за определенную плату. Такой вид автографа обладает аналогичной юридической силой, что и традиционный, и может быть использован для подписания любых документов.
Для того чтобы внести изменения в ЕГРИП удаленно, простая и неквалифицированная подписи не подойдут. Для этих целей необходимо получить усиленную ЭП. Чтобы приобрести подобный автограф, нужно обратиться в удостоверяющий центр. Обратите внимание на то, что компания должна иметь разрешение на осуществление деятельности. Просмотреть перечень удостоверяющих центров, допущенных для работы в России можно на официальном сайте Минэкономсвязи или на портале Госуслуги.
Стоимость ЭП напрямую зависит от региона, где находится компания, а также от самого центра. В Москве цена на подпись варьируется в пределах 1,5 – 3 тыс. рублей.
Важно! Заказывая ЭП, обязательно уточните, входит ли защищенный носитель в стоимость услуг. Если нет, то за него придется доплатить.
Стоимость ЭП еще зависит и от перечня операций, которые можно ей удостоверять. Если она необходима только для передачи отчетности в налоговую, то стоит обратить внимание на подпись с опцией «Работа на порталах».
Получить ЭП дистанционно не получиться. Для этого необходимо лично обратиться в удостоверяющий центр или МФЦ. При себе нужно иметь документы:
- гражданский паспорт и его компания;
- СНИЛС, ИНН (оригиналы и копии);
- выписка из ЕГРИП;
- документ, подтверждающий постановку ИП на учет.
Удостоверяющие центры изготавливают подпись за 1-3 дня. Если же предприниматель получает ЭП через МФЦ, то к этому сроку необходимо прибавить от 3 до 6 дней.
Как внести изменения в ЕГРИП удаленно
Внести изменения в ЕГРИП можно путем подачи заявления в налоговую. Сделать это можно лично или удаленно. Первый вариант весьма понятен. Предприниматель обращается в территориальное подразделение ФНС, пишет заявление, налоговая производит необходимые изменения.
Но для этого нужно потратить немало времени. Необходимо лично приехать в отделение, отстоять очередь, отсидеть в кабинете инспектора и только потом заявление будет принято.
Упростить процедуру внесения изменений в ЕГРИП можно путем дистанционной подачи заявки. Сделать это можно двумя способами:
- при помощи специальной программы, которую скачивают на официальном сайте ФНС России;
- на портале налоговой службы через личный кабинет предпринимателя.
Первый и второй вариант предполагают смену кодов ОКВЭД в полностью удаленном формате. Но для этого нужно иметь квалифицированную электронную подпись.
Вариант 1: через программу
Первый вариант внесения изменений в ЕГРИП связан с установкой на компьютер программного обеспечения. Скачать приложение можно на официальном сайте ФНС России. Для этого можно воспользоваться следующей инструкцией:
- Авторизируемся в личном кабинете индивидуального предпринимателя на портале ФНС России. Для этого вводим логин и пароль.
- В верхней части страницы находим значок со своим именем и кликаем по нему. Откроется страница, где нужно выбрать пункт «Персональные данные».
- Затем потребуется найти разделы, посвященные прекращению деятельности ИП или внесению изменений о предпринимателе. Кликаем на последнюю.
- Система сразу предложит заполнить заявку прямо на сайте. Но этот способ разберем чуть позже. Пока переходим по пункту «Продолжить в личном кабинете».
- Если предприниматель уже подготовил пакет документов, то на этом этапе достаточно загрузить его и отправить в налоговую. А если нет, то именно тогда система предложит скачать ПО, предназначенное для формирования бумаг.
- Откроется страница, где можно скачать программу.
После загрузки обеспечения, его потребуется установить на компьютер. Рекомендуется внимательно прочитать инструкцию и аннотацию. Если в процессе переноса ПО на устройство возникнут ошибки, то в дальнейшем пользователь не сможет воспользоваться ей.
Далее запускаем программу и заполняем информацию о себе. Всего потребуется сформировать 8 листов, каждый из которых посвящен конкретным сведениям.
Вариант 2: на официальном сайте налоговой службы
Второй вариант удаленного внесения изменений в ЕГРИП, о котором мы говорили ранее, связан с заполнением заявки на официальном сайте ФНС России.
Этап | Описание этапа | Дополнение |
Авторизируемся в личном кабинете | Войти в кабинет можно при помощи логина и пароля, а также учетной записи на портале Госуслуги | Для внесения изменений в ЕГРИП авторизовываться в ЛК рекомендуется при помощи квалифицированной подписи. |
Переходим в раздел для внесения изменений | В верхней части страницы находим значок со своим именем и кликаем по нему. Откроется страница, где нужно выбрать пункт «Персональные данные». | Затем находим раздел «Внесение изменений в деятельность ИП». |
Создаем | Для этого кликаем по синей кнопке «Заполнить новое заявление» | Система предложит выбрать тип документа бумажный или электронный, выбираем последний. |
Заполняем заявление (первый раздел) | Первый раздел посвящен персональным данным ИП. Как правило, они отражаются автоматически на основании имеющейся в системе информации. | Внимательно ознакомьтесь с данными отраженными в первом разделе, а в случае необходимости, отредактируйте их. |
Заполняем заявление (второй раздел) | Второй раздел как раз посвящен кодам ОКВЭД. Внимательно ознакомьтесь с информацией и выберите подходящие комбинации, которые соответствуют текущей деятельности. | Основные коды необходимо дополнить, а дополнительные исключить. |
Отправка заявления | Сформированное заявление необходимо проверить, а затем отправить. Система запросит приложить фото паспорта, а на следующем шаге – ЭП. | Фото паспорта загружается в виде файла, а подписывается документ при помощи специальной кнопки «Подписать и отправить». |
Как правило, налоговая служба получит заявку в день отправки. На ее регистрацию сотрудникам ФНС дается до 3 рабочих суток. После этого в личном кабинете предпринимателя появиться уведомление о принятии документов.
Заявлению присваивается порядковый номер. А кроме уведомления о получения налоговой пакета документов, предприниматель получит расписку.
В течение 10 рабочих дней после регистрации заявки, налоговая должна внести изменения в ЕГРИП при наличии на это оснований. Но, как показывает практика, специалисты налоговой службы производят данные действия намного быстрее. Если налоговики примут решение о внесении изменений в ЕГРИП, то предпринимателю придет ответ, который будет содержать полный перечень корректировок.
Заключение
Подводя итог, нужно еще раз отметить то, что внести изменения в ЕГРИП без квалифицированной подписи не получится. Это необходимо для безопасности самого же предпринимателя.
А для получения ЭП стоит обратиться в удостоверяющий центр. Выдача подписи производиться на платной основе, а ее изготовление занимает от 1 до 7 дней.
Если ИП имеет ЭП, то он может внести изменения в ЕГРИП полностью удаленно. Для этого не придется готовить бумажный пакет документов и посещать территориальное подразделение ведомства. Достаточно заполнить заявку, подкрепить ее электронными копиями бумаг, отправить и немного подождать.