О разнообразных мошеннических схемах, применяемых микрокредитными организациями, известно давно, но они не устают придумывать все новые и новые способы обмана и разорения заемщиков, вынужденных обратиться за, так называемым, “займом до зарплаты”.
Новой схемой стало увеличение полной суммы займа, которую взял заемщик в долг. Цель, естественно, в увеличении сбора денежных средств с клиента.
Итак, в чем суть мошенничества. Микрокредитная организация попросту подменяет один вид займа другим. На рынке существует POS-кредитование, то есть займы, которые выдаются в магазинах, например, на покупку чего-либо. Согласно правилам, установленным Центробанком, полная стоимость кредита по таким займам не должна превышать 42%.
Вот такие POS-займы микрофинансовые организации подменяют займами с другим обеспечением, по которым, предельная стоимость кредита, согласно регламенту Центробанка может доходить до 129,5%. То есть по бумагам эти займы проходят, как займы с другим обеспечением, но по факту, являются POS-кредитами.
Так например, в Центробанк с жалобой обратился гражданин, указавший, что он приобрел смартфон, чехол, комплект подключения и страховку на заемные средства. Обеспечением займа являлась приобретенное имущество с обязательным правом требования. В договоре было указано, что предельная стоимость кредита составляет около 101%, то есть как у займа с иным обеспечением, хотя, по сути, гражданин приобретал товары по POS-займу, выданному непосредственно в торговом зале.
В ответ на указанную жалобу микрокредитная организация, оформлявшая займ, пояснила, что каждый самостоятельно оценивает договор и принимает решение о его подписании.
Однако, Центробанк указывает, что подобная практика подмены одного займа другим, а именно POS-кредита залоговым, недопустима и является существенным нарушением прав заемщика. Регулятор сообщил, что находится в стадии разработки эффективного механизма противодействия подобным мошенническим действиям микрофинансовых организаций.
Еще одной частотной схемой обмана заемщика стало навязывание дополнительных платных услуг. Например, кроме обычного договора займа с клиентом заключается дополнительный агентский договор.
Действия микрофинансовых организаций, по сути, приводят к тому, что с клиента берут плату за сам процесс оформления документов. Например, заемщику предоставляется доступ интернет-сервису, выбирающему оптимальный займ. Клиент самостоятельно выбирает займ и заполняет анкету, по которой заключается договор, но с него берут дополнительную плату за использование такого интернет-сервиса. В Центробанке подчеркивают, что взимание платы за составление договора займа незаконно!
Следующим вариантом обмана клиента является плата за перевод, то есть клиент гасит займ при помощи банковской карты, но услуга эта платная. В Центробанке отметили, что допустимо взимать плату только за те дополнительные услуги, которые представляют ценность для заемщика и те, которые он самостоятельно добровольно выбрал. Навязывание обязательных услуг за дополнительную оплату – незаконно!