Источники конституционного права РФ: понятие и виды

Автор статьи

Екатерина Иванова

5 минут на чтение
193 просмотров
Содержание Содержание

Сегодня рассмотрим такие темы, как понятие источников права, их виды, и какими они вообще бывают.

Понятие

Открытый источник

Под источником права подразумевается совокупность документов и положений, на которых основывается правительство в процессе своей работы. В том числе, сюда входят моральные принципы, а также правосознание. Это определение самое широкое и охватывает целый спектр вопросов. Если говорить о более узком определении, то источником права являются те документы, которые регламентируют нормы права. 

Главным источником права в России служит российская Конституция. Тем не менее, она уж точно не единственный источник. Существует значительно более широкий круг источников конституционного права. Наличие других источников конституционного права связано с тем, что ряд разновидностей общественных отношений регламентируются Конституцией полностью и не связаны с другими отраслями. При том, что такие отношения регулируются и другими правовыми формами.

То есть, можем сделать следующий вывод: источник конституционного права – это те акты, в которых содержатся нормы юридического плана, направленные на упорядочение правоотношений и представляющие собой предмет права конституционного плана. 

Источник конституционного права – это совокупность норм, установленных как непосредственно Конституцией страны, так и международными актами, а также федеральными законами (в том числе, и конституционными). Они устанавливают базовые плиты, на которых строится устройство государства, а также структуры и его функционирование. Ну и права и свободы, исходя из которых это законодательство должно формироваться.

Есть два вида источников, которые нужно выделить: источники науки и источники отрасли. Основная особенность последних в том, что они являют собой только те нормативные акты, которые работают на данный момент. При этом, если какая-то их часть – это безусловные (к таковым относится российская Конституция, а также Конституции субъектов, а также ФКЗ), то оставшаяся часть является источником лишь при условии, что есть конституционно-правовое содержание в них (например, ФЗ Российской Федерации, подзаконные акты, соглашения с другими государствами, и так далее).

Основные разновидности существующих источников

Вообще, разнообразных источников права, существующих в юридической практике, довольно много. Перечислим их:

    1. Международные акты. К такой, например, относится Всеобщая декларация прав человека (которая была принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН). 
    2. Конституция РФ. Она была принята 12 декабря 1993 года. 
    3. Федеральные конституционные законы. Это целый спектр нормативных актов, которые 
    4. Внутригосударственные договоры. К таковым можно отнести, например, Федеративный договор (который задает разграничение предметов ведения и полномочий между госорганами, относящимися к федеральному уровню, а также органов власти соответствующих субъектов).
    5. Обычные федеральные законы. 
    6. Законодательные акты бывших СССР и РСФСР в той части, которая не вступает в противоречие с текущей редакцией конституции РФ.
    7. Указы человека, выполняющего обязанности Президента Российской Федерации, например, такие указы, как от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» №314.
    8. Постановления Правительства. 
    9. Решения и постановления главных судов – Верховного и Конституционного в зависимости от того, к какой правовой отрасли они относятся.

Конечно, все существующие на данный момент источники права находятся в определенном подчинении друг к другу. Каждый из них занимает определенное место в иерархии. Расположение конкретного источника там обычно определяется либо конституцией непосредственно, либо является следствием той правоприменительной практики и правовых традиций, которые сложились в стране.

Система источников довольно разнообразная. На расположение в иерархии непосредственно влияет то, какая правовая система актуальна для текущего времени, какие культурные традиции действуют в государстве, а также ряда других факторов. Так, если правовая система англосаксонская, то в качестве источников служат судебные прецеденты, судебная практика, а также обычаи. В мусульманских системах обязательным источником права являются религиозные догматы, положения Корана, а также толкование этой Книги богословами.

На особенности того, что считать источником, а также на место конкретного юридического акта в иерархии существующих нормативно-правовых документов также влияет то, каким именно образом устроена государственная система власти. Так, если страна федеративного типа, где есть конституция и то, как устроена система нормативно-правовых норм лишь на федеративном уровне, но и в каждом регионе по отдельности, то в систему источников конституционного права включены и учредительные акты федерации, а также ее субъектов. 

Проще говоря, система, в которой выстроены конституционные источники права, специфична для каждого государства и имеет отдельные особенности. Форма тех либо других источников конституционного права дает возможность их распределения на отдельные группы, в совокупности образующие систему источников. Согласно мнению О. Е. Кутафина, источники конституционного права могут быть разделены на государственные (федеральные, то есть), федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

Помимо этого, он в качестве отдельного источника выделял конституционный обычай. Такое разделение дает возможность более качественно разобраться в юридической природе источников, особенностях их реализации, а также соотношение их внутри системы.

Конституционные источники

Конституционные источники, безусловно, являются самыми важными в отрасли. Они имеют самую высокую юридическую силу, поэтому если существующие нормативные акты вступают в противоречие с ними, то они автоматически отменяются.

Типичным примером федерального конституционного источника является сама Конституция. К региональным конституционным источникам можно отнести конституции субъектов. 

Федеральная Конституция

Она принята в 1993 году. Точно так же, как и все конституции, которые были ранее, она провозглашена в роли акта высшей юридической силы. Тем не менее, действующая конституция, в отличие от всех тех, которые были ранее, является законодательным актом прямого действия. Это означает, что ее нормами необходимо руководствоваться при рассмотрении конкретных судебных дел, в исполнительно-распорядительных органах, и так далее. 

Прямое действие Конституции, естественно, – это самое большое достижение правовой системы РФ.

Конечно, помимо Конституции можно руководствоваться и другими нормативными актами, которые уточняют ее положения, развивают и дополняют их. 

Региональные конституции и уставы

Конституция субъекта Федерации – это закон, который имеет высшую юридическую силу в системе законодательства субъекта Федерации, который принимается в том порядке, который установлен федеральной Конституцией.

Региональная конституция определяет статус субъекта Федерации и устанавливает вопросы, которые относятся к его ведению. Некоторые субъекты только недавно получили возможность принимать свои уставы.

Эти источники включают нормы, которые устанавливают правовой статус определенного субъекта Федерации, права и свободы граждан, а также их обязанности. В том числе, регулируется порядок образования и полномочия региональных госорганов, а также тех органов, которые отвечают за местное самоуправление.

Законодательные источники

Закон – это наиболее широко встречающаяся форма конституционно-правовых норм. Законы обладают более высокой юридической силой по сравнению со всеми нормативно-правовыми актами, которые находятся ниже в иерархии. Также Конституцией определяется ряд требований, которые выдвигаются к законодательным актам. В том числе, законы не могут иметь обратную силу, если они устанавливают или отягчают ответственность.

Ряд отношений в соответствии с Конституцией поддаются регулированию лишь в форме закона (либо федерального, либо федерального конституционного). Например, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, чтобы ограничить права или свободы людей, которые проживают в этой стране, может только использоваться федеральный закон.

Также есть отдельная конституционная норма, предусматривающая возможность ограничения прав и свобод граждан на случай чрезвычайного положения. Устанавливаться такие ограничения могут согласно федеральному конституционному закону. При этом, в нем должны быть записаны рамки и период, в течение которых действуют ограничения, которые вводятся для защиты конституционного строя.

Кроме этого, есть законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Этот вид прямо Конституцией не предусматривается. Конституция дает право вносить изменения в нее, но при этом не раскрывает того, как такие поправки должны осуществляться, в какой форме.

Федеральные конституционные законы. Это еще одна разновидность источников российского права. Они необходимы для того, чтобы давать развитие самым важным положением российской конституции. В чем отличия ФКЗ от ФЗ?

  1. Они имеют более высокую юридическую силу.
  2. Они принимаются по более сложной процедуре.
  3. Президент не может наложить на них вето.
  4. Связаны исключительно с Конституцией Российской Федерации. 

Какие можно привести примеры федеральных конституционных законов?

  1. Чрезвычайное и военное положение. 
  2. Порядок образования новых субъектов в составе Федерации. 
  3. Изменение статуса субъекта Федерации. 
  4. Описание и порядок использования российских государственных символов.

И также ряд других вопросов. Существует еще ряд законодательных источников права, но каждый из них требует отдельного рассмотрения.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи