Инвентаризация в суде

Автор статьи

Виктория Ананьина

3 минуты на чтение
1 448 просмотров
Содержание Содержание

Что такое инвентаризация, как ее провести, на что влияют ее результаты — вопросы, которые следует изучить бухгалтеру и руководителю предприятия. В данной статье мы подробно рассмотрим все аспекты проведения инвентаризации.

Что такое инвентаризация

Инвентаризация это комплекс действий, направленных на подсчет фактического наличия имущества либо обязательств у предприятия. Инвентаризация включает в себя проверку соотношения данных, полученных в ходе подсчета, с данными, которые содержатся в регистрах бухгалтерского учета предприятия.

Случаи обязательного проведения подсчета

В Методических указаниях Минфина перечислены следующие случаи:

  • Если меняются лица, ответственные за имущество или за ведение бухгалтерского учета на предприятии;
  • Если происходит ликвидация фирмы;
  • Если были выявлены недостачи или зафиксированы факты порчи имущества;
  • Если произошло чрезвычайное происшествие — пожар, затопление и прочие ЧС;
  • Если имущество хозяйствующего субъекта передается другому субъекту или продается;
  • При составлении годовой отчетности.

Что подвергается пересчету при инвентаризации

При инвентаризации пересчету подвергается все имущество организации, включая финансовые обязательства предприятия. К такому имуществу можно отнести:

  • готовая продукция;
  • товары;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • денежные средства и финансовые активы;
  • производственные запасы;
  • финансовые вложения.

Финансовые обязательства, которые также как и имущество подлежат инвентаризации, включают в себя:

  • краткосрочные и долгосрочные займы;
  • кредиторская задолженность;
  • кредиты банка.

Важно! Помимо собственности организации инвентаризации должны быть подвергнуты и объекты, находящиеся у организации во временном пользовании или на ответственном хранении.

Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский учет логотипа: проводки.

 Какими законодательными актами регулируется процесс инвентаризации

Процесс инвентаризации ругулируется несколькими законодательными актами, в частности Министерством финансов 13 июня 1995 года выпущены Методические указания по инвентаризации, они утверждены Приказом №49. В  данном документе описывается порядок проведения процедуры и указывается на то, как правильно оформить результаты проведенной инвентаризации в бухгалтерском учете предприятия. Также есть Приказ Министерства Финансов Российской Федерации под названием «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» и с номером  34Н, последняя редакция этого приказа датируется 29 января 2024 года. В этом приказе есть целый раздел под названием «Инвентаризация имущества и обязательств», который также указывает для чего и в каких случаях требуется проводить инвентаризацию.

Как провести?

При проведении инв-ии нужно руководствоваться общими правилами. Выделим основные:

  • Для проведения подсчета должна быть создана специальная комиссия. Состав такой комиссии должен быть утвержден приказом руководителя с ознакомлением всех членов комиссии. В комиссии обязательно должен быть один председатель.

Важно! Если нет даже одного члена комиссии, утвержденной руководителем, то результаты такой инв-ии могут считаться недействительными.

  • Результаты проводимого подсчета должны быть внесены в инвентаризационные акты, которые составляют в двух экземплярах и представляют из себя описи.
  • Чтобы подсчитать сколько и какое имущество есть у предприятия члены комиссии взвешивают, обмеряют, просчитывают все, что необходимо.

Важно! Создание условий для правильности результатов инвентаризации — обязанность руководителя предприятия.

Описи

При проведении инв-ии комиссия составляет так называемые описи, в которых обязана указать все подсчитанное имущество. Описи или акты можно составить в письменном виде или напечатать. Акт должен быть подписан не только членами комиссии, но и материально ответственными лицами, в компетенции которых — следить за наличием имущества.

Что делать при выявлении отклонений по итогам инвентаризации?

Если произошло так, что в результате инвентаризации было выявлено расхождение фактических данных с данными, указанными в бухгалтерском учете, то в таком случае необходимо составить так называемую Сличительную ведомость. Суммы по положительной или отрицательной разницей наличия ТМЦ указываются в сличительной ведомости в соответствии с их оценкой в бухучете.

При расхождениях в бух.учете и результатах инв-ии нужно сделать следующее:

  • Если были обнаружены излишки при проведенном подсчете, то эти излишки нужно оприходовать и поставить на баланс предприятия;
  • Если же наоборот выявлена недостача ценностей, то руководитель издает приказ о списании на издержки производства данной недостачи.

Бухгалтерский учет инвентаризационных итогов

После завершения работы инвентаризационной комиссии при выявлении отклонений бухгалтерском учете делаются соответствующие проводки, призванные приведение бухгалтерии в соответствии с фактическим положением дел.

Здесь возможны две группы проводок — одна при излишках, другая при недостачах. Если выявлены излишки, то они оформляются проводкой

Кредит 91 Дебет 01,07,08,10,15,20,21 (в зависимости какое именно имущество в излишке).

Если выявлена недостача, то проводка делается другая:

Дебет 94 Кредит 01,07,08,10,15,20,21 (в зависимости какого имущества не хватает).

Читайте также статью ⇒ Бухгалтерский учет безвозмездной аренды

Выводы

Такой инструмент как инвентаризация играет важную роль в жизни хозяйствующего субъекта. Она необходима во многих случаях, главными из которых можно выделить смену ответственных лиц, сдачу отчетности за год, порчу и кражу имущества и многие другие. Инвентаризации подвергаются не только имущество и интересы предприятия, но и финансовые обязательства, к которым можно отнести кредиты, кредиторскую задолженность и другое. Инвентаризация происходит при поддержке и содействии руководителя предприятия и осуществляется специально созданной комиссией, которая состоит из простых членов и председателя. Результаты проведения подсчета в обязательном порядке фиксируются в инвентаризационных ведомостях или как их еще называют описях. В бухгалтерском учете результаты проведения оформляются определенными проводками, которые фиксируют наличие недостачи или излишков.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи