Любые организации, в процессе деятельности которых происходит оборот отходов, обязаны не только учитывать их, но и осуществлять инвентаризацию. Инвентаризация отходов представляет собой совокупность действий, направленных на составление, а также учет различных показателей. Она проводится только по возвратным доходам (тем, которые могут быть повторно использованы). Невозвратные отходы не проверяются. Они напрямую списывают на расходы предприятия. Расскажем в статье подробно обо всех операциях и проводках.
Особенности инвентаризации отходов на предприятии
Целью инвентаризации отходов является проверка соответствия фактических показателей и данных, которые содержатся в различной документации. В обязательном порядке инвентаризацию отходов обязаны проводить:
- собственники производственных предприятий;
- собственники объектов, на которых размещаются, а также обезвреживаются отходы;
- компании, которые транспортируют и собирают отходы;
- производители, в производственном процессе которых применяются в качестве сырья отходы.
Провести инвентаризацию можно как внутренними силами организации, так и при помощи сторонних лиц. В качестве них могут выступать компании, которые специализируются на предоставлении услуг по инвентаризации отходов. Читайте также статью: → «Порядок проведения инвентаризации на складе в 2024».
Рассматриваемые мероприятия должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Также следует провести инвентаризацию отходов при реорганизации или изменении работы.
Важные для инвентаризации отходов документы
Данные обо всех документах, которые имеют значение для инвентаризации представлены в таблице.
Документ | Назначение | Содержание |
Федеральный закон Об отходах производства и потребления 89-ФЗ | Нормативное регулирование | В частности содержатся предписания:
|
Инструкция | Регулирование инвентаризации отходов в организации | Устанавливает порядок проведения инвентаризации отходов. А также какими документами оформляются ее результаты |
Приказ руководителя | Основание к проведению инвентаризации | Определяется состав комиссии
Составляется список подразделений, где будет проходить инвентаризация Назначение ответственных в подразделениях |
Акт инвентаризации | Оформление результатов инвентаризации | Удельные показатели по отходам
Описание причин образования отработанных материалов |
Порядок проведения инвентаризации отходов
Процедура инвентаризации отходов включает в себя несколько этапов:
- издание приказа о проведении инвентаризации;
- предварительный этап;
- собственно инвентаризация;
- заключительный этап.
Особенности каждого этапа отражены в таблице.
Инвентаризационный этап | Особенности |
Руководство издает приказ о проведении инвентаризации. Читайте также статью: → «Форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации — образец». | В приказе определяется:
|
Предварительный этап | Изучается вся документация, связанная с отходами:
Анализируется отражение отходов в учете |
Инвентаризация | Выявление отходов и источников их появления
Классифицирование Количественное и качественное исследование Расчет количества отходов, производимого в течение года Проверяется документация по учету отходов |
Заключительный этап | Составляется инвентаризационный акт
Разрабатываются рекомендации по результатам инвентаризации |
Акт по инвентаризации доходов
По результатам проведенной инвентаризации доходов в обязательном порядке должен быть составлен акт. В нем содержатся следующие данные:
- где размещены отходы;
- источник формирования;
- наименование и код отходов;
- класс опасности;
- агрегатное состояние, степень растворимости, компоненты;
- относятся ли отходы к летучим;
- нормы образования;
- варианты утилизации.
Можно включить и другие требуемые показатели. Как отмечалось выше, отходы включаются в акт в соответствии с кодом. Однако на сегодняшний общероссийского классификатора не существует. Поэтому для идентификации материалов, относящихся к отходам, следует основываться на региональных нормативных актах.
Впоследствии данные, включенные в акт по результатам проведенной инвентаризации доходов, можно использовать в следующих целях:
- чтобы оформить лимиты на их размещение;
- для составления, а также утверждения документов для разрешения хранения отходов;
- для формирования отчетности по отработанным материалам.
Бухгалтерский учет инвентаризации отходов
Важным этапом инвентаризации отходов является проверка отражения этого учета в бухгалтерском учете. При этом важно иметь в виду, что возвратные отходы по причине возможной их продажи в дальнейшем учитываются на счете 41 «Товары». Учет отходов ведется по фактически действующим ценам. Читайте также статью: → «Счет 41 бухгалтерского учета «Учет поступления товаров на склад предприятия». Проводки».
В процессе инвентаризации в любой организации нередко выявляются факты наличия излишков и недостач. В этой связи встает вопрос, каким образом отразить такие ситуации в бухгалтерском учете. Важно понимать, что для правильного отражения отходов, количество которых может изменяться со временем в процессе хранения, следует определить нормы естественной убыли.
В учете помимо счета 41 могут быть использованы следующие счета:
- 44, где отражаются недостачи отходов в пределах нормы убыли;
- 73 предназначен для отражения расчетов, связанных с материальным ущербом, нанесенным компании;
- 91 – на нем отражаются прочие доходы и расходы в деятельности организации;
- 94 используются для недостачи материальных ценностей.
Возможные проводки, а также документы, на основании которых они делаются, представим в таблице.
Суть ситуации | Дебет | Кредит | На какую сумму делается проводка | На основании какого документа вносятся данные в учет |
Оприходование отходов производства, в том числе излишков | 41 | 94 | Сумма отходов, рассчитанная, исходя из фактического количества и действующих цен | Приходная накладная
Акт приема-передачи Инвентаризационный акт |
Выявлена недостача отходов, числящихся в учете | 94 | 41 | На сумму недостачи | Акт инвентаризации |
Списание недостачи в пределах норм убыли | 44 | 94 | На сумму, рассчитанную исходя из утвержденной нормы убыли | Акт инвентаризации |
Списание недостачи отходов в размере, по которому установлены виновные лица | 73 | 94 | На сумму недостачи, по которой установлены виновные лица | Акт инвентаризации
Акт списания Приказ о лишении работника части заработной платы |
Списание недостачи сверх нормы при неустановленных виновных лицах на убытки организации | 91 | 94 | На сумму недостачи за минусом норматива и списанных на виновных лиц | Акт инвентаризации
Акт списания |
Пример 1. Отражение в учете излишков отходов
Предположим, что в организации в соответствии с бухгалтерским учетом имеются возвратные отходы в количестве 1 000 кг по цене 50 рублей за кг. В соответствии с планом была проведена их инвентаризация. По результатам мероприятий было выявлено, что фактически количество отходов составляет 1 050 кг.
Отразим ситуацию в учете. Для этого сначала требуется рассчитать сумму выявленных излишков:
(1 050 – 1 000) х 50 = 250 рублей
Теперь можно сделать соответствующую проводку:
Д-т 41 К-т 94 – оприходованы выявленные излишки на сумму 250 рублей
Читайте также статью: → Учет возвратных отходов производства в 2024 году в бухгалтерском учете
Пример 2. Отражение в учете недостачи отходов
Изначальные данные возьмем из примера 1. При этом нормы естественной убыли отходов утверждены на уровне 10%.В ходе инвентаризации выявлено фактическое наличие отходов в размере 600 кг. Установлено, что 200 кг вынес за пределы организации Иванов Е.В.
Отразим результаты инвентаризации в учете.
- Д-т 94 К-т 41 на общую сумму выявленной недостачи – (1 000 – 600) х 50 = 20 000 рублей;
- Д-т 44 К-т 94 на сумму недостачи в пределах норм убыли – (1 000 – 600) х 10% х 50 = 2 000 рублей;
- Д-т 73 К-т 94 на сумму недостачи, украденной Ивановым – 200 х 50 = 10 000 рублей;
- осталось рассчитать сумму недостачи сверх нормы убыли, по которой не установлены виновные лица, и списать на убытки – Д-т 94 К-т 91 20 000 – 2 000 – 10 000 = 8 000 рублей.
Ответы на часто задаваемые вопросы про инвентаризацию отходов
Инвентаризация отходов – достаточно сложный и многогранный процесс. Именно поэтому в ходе подготовки к ней, ее проведения, а также отражения в акте и учете может возникнуть большое количество вопросов. Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся из них.
Вопрос №1. У нас есть доходы, которые не классифицируются в соответствии с нормативными актами. Каким образом включить их в акт инвентаризации?
Если по результатам проведенной инвентаризации доходов в акт потребуется включить позицию, которая отсутствует во всех источниках, организация может сама присвоить ей наименование. После этого следует обратиться в территориальные органы, которые отвечают за охрану природы. Здесь новым отработанным материалам присвоят код.
Вопрос №2. Сколько человек должно входить в состав комиссии, проводящей инвентаризацию отходов?
Законодательно требования к комиссии по инвентаризации доходов никак не определены. Не имеется требований не по количеству участников, не по занимаемой ими должности. При этом в бланке инвентаризационного акта предусмотрены поля для подписей председателя и членов комиссии. Получается, что проводить инвентаризацию должны минимум три человека.
В связи с тем, что инвентаризация отходов связана с бухгалтерским учетом, рекомендуется в состав комиссии включать бухгалтера.
Вопрос №3. Каким образом заверяется акт инвентаризации отходов, проведенной в организации?
Акт инвентаризации отходов подписывается председателем, а также всеми членами инвентаризационной комиссии. Кроме того, этот документ в обязательном порядке согласовывается с руководителем организации. После согласования он должен утвердить акт, о чем делается соответствующая надпись.
Вопрос №4. Руководство приняло решение провести инвентаризацию отходов силами сторонней организации. Меня планируют назначить ответственным лицом. Хочется быть готовым заранее, поэтому подскажите, пожалуйста, какая информация и документация могут понадобиться.
В процессе проведения инвентаризации отходов комиссия пользуется определенными информационными данными. К ним относятся:
- сведения об осуществляемых видах деятельности;
- статистическая отчетность;
- информация о первичном и общем учете отходов;
- документация, связанная с образованием, использованием, хранением, применением и прочими действиями с отходами;
- технологические карты, описывающие производственные процессы;
- план-схема, отражающая расположение помещений;
- характеристики сырья, материалов и отходов.
При проведении инвентаризации могут понадобиться и иные данные, которые описывают отходы, режим работы организации, производимую продукцию. Используемые сырье и материалы.
Вопрос №5. В нашей организации отсутствуют документы, регламентирующие инвентаризацию отходов. Чем руководствоваться для ее проведения?
Основной документ, регламентирующий все действия с отходами – ФЗ-89. Кроме того, нелишним будет внимательно изучить Методические указания Ростехнадзора №703. Особое внимание следует уделить пункту 20 этого документа.
Таким образом, инвентаризация отходов представляет собой обязательный процесс для всех организаций, в ходе деятельности которых они производятся. Игнорирование требований о ее проведении может повлечь наложение штрафов. Более того, по результатам инвентаризации отходов могут быть составлены рекомендации о повышении эффективности производства, утилизации и реализации накопившихся отходов.