Инвентаризация отходов: нюансы проведения + отражение в бухгалтерском учете

Автор статьи

Амина С.

8 минут на чтение
10 531 просмотров
Содержание Содержание

Любые организации, в процессе деятельности которых происходит оборот отходов, обязаны не только учитывать их, но и осуществлять инвентаризацию. Инвентаризация отходов представляет собой совокупность действий, направленных на составление, а также учет различных показателей. Она проводится только по возвратным доходам (тем, которые могут быть повторно использованы). Невозвратные отходы не проверяются. Они напрямую списывают на расходы предприятия. Расскажем в статье подробно обо всех операциях и проводках.

Особенности инвентаризации отходов на предприятии

Целью инвентаризации отходов является проверка соответствия фактических показателей и данных, которые содержатся в различной документации. В обязательном порядке инвентаризацию отходов обязаны проводить:

  • собственники производственных предприятий;
  • собственники объектов, на которых размещаются, а также обезвреживаются отходы;
  • компании, которые транспортируют и собирают отходы;
  • производители, в производственном процессе которых применяются в качестве сырья отходы.

Провести инвентаризацию можно как внутренними силами организации, так и при помощи сторонних лиц. В качестве них могут выступать компании, которые специализируются на предоставлении услуг по инвентаризации отходов. Читайте также статью: → «Порядок проведения инвентаризации на складе в 2024».

Рассматриваемые мероприятия должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Также следует провести инвентаризацию отходов при реорганизации или изменении работы.

Важные для инвентаризации отходов документы

Данные обо всех документах, которые имеют значение для инвентаризации представлены в таблице.

Документ Назначение Содержание
Федеральный закон Об отходах производства и потребления 89-ФЗ Нормативное регулирование В частности содержатся предписания:

  • предотвращать вредное воздействие на людей и природу;
  • соблюдать при обороте отходов нормы СанПИН;
  • вести учет количества отходов;
  • проводить инвентаризацию отходов.
Инструкция Регулирование инвентаризации отходов в организации Устанавливает порядок проведения инвентаризации отходов. А также какими документами оформляются ее результаты
Приказ руководителя Основание к проведению инвентаризации Определяется состав комиссии

Составляется список подразделений, где будет проходить инвентаризация

Назначение ответственных в подразделениях

Акт инвентаризации Оформление результатов инвентаризации Удельные показатели по отходам

Описание причин образования отработанных материалов

Порядок проведения инвентаризации отходов

Процедура инвентаризации отходов включает в себя несколько этапов:

  1. издание приказа о проведении инвентаризации;
  2. предварительный этап;
  3. собственно инвентаризация;
  4. заключительный этап.

Особенности каждого этапа отражены в таблице.

Инвентаризационный этап Особенности
Руководство издает приказ о проведении инвентаризации. Читайте также статью: → «Форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации — образец». В приказе определяется:

  • в какие сроки следует провести инвентаризацию;
  • какие объекты, подразделения и процессы следует инвентаризировать;
  • устанавливается, кто будет проводить инвентаризацию (назначается комиссия либо сторонняя компания);
  • указывается, в какой форме будет предоставлен отчет.
Предварительный этап Изучается вся документация, связанная с отходами:

  • журналы учета;
  • справки;
  • акты.

Анализируется отражение отходов в учете

Инвентаризация Выявление отходов и источников их появления

Классифицирование

Количественное и качественное исследование

Расчет количества отходов, производимого в течение года

Проверяется документация по учету отходов

Заключительный этап Составляется инвентаризационный акт

Разрабатываются рекомендации по результатам инвентаризации

Акт по инвентаризации доходов

По результатам проведенной инвентаризации доходов в обязательном порядке должен быть составлен акт. В нем содержатся следующие данные:

  • где размещены отходы;
  • источник формирования;
  • наименование и код отходов;
  • класс опасности;
  • агрегатное состояние, степень растворимости, компоненты;
  • относятся ли отходы к летучим;
  • нормы образования;
  • варианты утилизации.

Можно включить и другие требуемые показатели. Как отмечалось выше, отходы включаются в акт в соответствии с кодом. Однако на сегодняшний общероссийского классификатора не существует. Поэтому для идентификации материалов, относящихся к отходам, следует основываться на региональных нормативных актах.

Впоследствии данные, включенные в акт по результатам проведенной инвентаризации доходов, можно использовать в следующих целях:

  • чтобы оформить лимиты на их размещение;
  • для составления, а также утверждения документов для разрешения хранения отходов;
  • для формирования отчетности по отработанным материалам.

Бухгалтерский учет инвентаризации отходов

Важным этапом инвентаризации отходов является проверка отражения этого учета в бухгалтерском учете. При этом важно иметь в виду, что возвратные отходы по причине возможной их продажи в дальнейшем учитываются на счете 41 «Товары». Учет отходов ведется по фактически действующим ценам. Читайте также статью: → «Счет 41 бухгалтерского учета «Учет поступления товаров на склад предприятия». Проводки».

В процессе инвентаризации в любой организации нередко выявляются факты наличия излишков и недостач. В этой связи встает вопрос, каким образом отразить такие ситуации в бухгалтерском учете. Важно понимать, что для правильного отражения отходов, количество которых может изменяться со временем в процессе хранения, следует определить нормы естественной убыли.

В учете помимо счета 41 могут быть использованы следующие счета:

  • 44, где отражаются недостачи отходов в пределах нормы убыли;
  • 73 предназначен для отражения расчетов, связанных с материальным ущербом, нанесенным компании;
  • 91 – на нем отражаются прочие доходы и расходы в деятельности организации;
  • 94 используются для недостачи материальных ценностей.

Возможные проводки, а также документы, на основании которых они делаются, представим в таблице.

Суть ситуации Дебет Кредит На какую сумму делается проводка На основании какого документа вносятся данные в учет
Оприходование отходов производства, в том числе излишков 41 94 Сумма отходов, рассчитанная, исходя из фактического количества и действующих цен Приходная накладная

Акт приема-передачи

Инвентаризационный акт

Выявлена недостача отходов, числящихся в учете 94 41 На сумму недостачи Акт инвентаризации
Списание недостачи в пределах норм убыли 44 94 На сумму, рассчитанную исходя из утвержденной нормы убыли Акт инвентаризации

Акт списания

Списание недостачи отходов в размере, по которому установлены виновные лица 73 94 На сумму недостачи, по которой установлены виновные лица Акт инвентаризации

Акт списания

Приказ о лишении работника части заработной платы

Списание недостачи сверх нормы при неустановленных виновных лицах на убытки организации 91 94 На сумму недостачи за минусом норматива и списанных на виновных лиц Акт инвентаризации

Акт списания

Пример 1. Отражение в учете излишков отходов

Предположим, что в организации в соответствии с бухгалтерским учетом имеются возвратные отходы в количестве 1 000 кг по цене 50 рублей за кг. В соответствии с планом была проведена их инвентаризация. По результатам мероприятий было выявлено, что фактически количество отходов составляет 1 050 кг.

Отразим ситуацию в учете. Для этого сначала требуется рассчитать сумму выявленных излишков:

(1 050 – 1 000) х 50 = 250 рублей

Теперь можно сделать соответствующую проводку:

Д-т 41 К-т 94 – оприходованы выявленные излишки на сумму 250 рублей

Читайте также статью: → Учет возвратных отходов производства в 2024 году в бухгалтерском учете

Пример 2. Отражение в учете недостачи отходов

Изначальные данные возьмем из примера 1. При этом нормы естественной убыли отходов утверждены на уровне 10%.В ходе инвентаризации выявлено фактическое наличие отходов в размере 600 кг. Установлено, что 200 кг вынес за пределы организации Иванов Е.В.

Отразим результаты инвентаризации в учете.

  1. Д-т 94 К-т 41 на общую сумму выявленной недостачи – (1 000 – 600) х 50 = 20 000 рублей;
  2. Д-т 44 К-т 94 на сумму недостачи в пределах норм убыли – (1 000 – 600) х 10% х 50 = 2 000 рублей;
  3. Д-т 73 К-т 94 на сумму недостачи, украденной Ивановым – 200 х 50 = 10 000 рублей;
  4. осталось рассчитать сумму недостачи сверх нормы убыли, по которой не установлены виновные лица, и списать на убытки – Д-т 94 К-т 91 20 000 – 2 000 – 10 000 = 8 000 рублей.

Ответы на часто задаваемые вопросы про инвентаризацию отходов

Инвентаризация отходов – достаточно сложный и многогранный процесс. Именно поэтому в ходе подготовки к ней, ее проведения, а также отражения в акте и учете может возникнуть большое количество вопросов. Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся из них.

Вопрос №1. У нас есть доходы, которые не классифицируются в соответствии с нормативными актами. Каким образом включить их в акт инвентаризации?

Если по результатам проведенной инвентаризации доходов в акт потребуется включить позицию, которая отсутствует во всех источниках, организация может сама присвоить ей наименование. После этого следует обратиться в территориальные органы, которые отвечают за охрану природы. Здесь новым отработанным материалам присвоят код.

Вопрос №2. Сколько человек должно входить в состав комиссии, проводящей инвентаризацию отходов?

Законодательно требования к комиссии по инвентаризации доходов никак не определены. Не имеется требований не по количеству участников, не по занимаемой ими должности. При этом в бланке инвентаризационного акта предусмотрены поля для подписей председателя и членов комиссии. Получается, что проводить инвентаризацию должны минимум три человека.

В связи с тем, что инвентаризация отходов связана с бухгалтерским учетом, рекомендуется в состав комиссии включать бухгалтера.

Вопрос №3. Каким образом заверяется акт инвентаризации отходов, проведенной в организации?

Акт инвентаризации отходов подписывается председателем, а также всеми членами инвентаризационной комиссии. Кроме того, этот документ в обязательном порядке согласовывается с руководителем организации. После согласования он должен утвердить акт, о чем делается соответствующая надпись.

Вопрос №4. Руководство приняло решение провести инвентаризацию отходов силами сторонней организации. Меня планируют назначить ответственным лицом. Хочется быть готовым заранее, поэтому подскажите, пожалуйста, какая информация и документация могут понадобиться.

В процессе проведения инвентаризации отходов комиссия пользуется определенными информационными данными. К ним относятся:

  • сведения об осуществляемых видах деятельности;
  • статистическая отчетность;
  • информация о первичном и общем учете отходов;
  • документация, связанная с образованием, использованием, хранением, применением и прочими действиями с отходами;
  • технологические карты, описывающие производственные процессы;
  • план-схема, отражающая расположение помещений;
  • характеристики сырья, материалов и отходов.

При проведении инвентаризации могут понадобиться и иные данные, которые описывают отходы, режим работы организации, производимую продукцию. Используемые сырье и материалы.

Вопрос №5. В нашей организации отсутствуют документы, регламентирующие инвентаризацию отходов. Чем руководствоваться для ее проведения?

Основной документ, регламентирующий все действия с отходами – ФЗ-89. Кроме того, нелишним будет внимательно изучить Методические указания Ростехнадзора №703. Особое внимание следует уделить пункту 20 этого документа.

Таким образом, инвентаризация отходов представляет собой обязательный процесс для всех организаций, в ходе деятельности которых они производятся. Игнорирование требований о ее проведении может повлечь наложение штрафов. Более того, по результатам инвентаризации отходов могут быть составлены рекомендации о повышении эффективности производства, утилизации и реализации накопившихся отходов.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи