В конце осени 2020 года стало известно, что власти запланировали выпустить государственные инфраструктурные облигации, на общую сумму в 1 трлн. руб. Подобная мера направлена на компенсирование потерь, полученных в результате сокращения бюджетов и продления сроков исполнения национальных программ, а также на обеспечение сохранности скорости текущих строительных работ.
Как уже было отмечено ранее, вследствие пандемии коронавирусной инфекции на ближайшие три года с 2024 по 2024 государственные бюджеты абсолютно всех уровней будут сокращены примерно на 10%. Наличие на рынке инфраструктурных активов, доступных для свободной покупки, позволит компенсировать эту разницу.
Инфраструктурные облигации, что это?
Инфраструктурные облигации государственного долга – это активы, доступны для покупки населению и частным предприятиям. На полученные в результате сделок деньги, власти будут строить, как можно понять из название, объекты инфраструктуры. В частности, за счет выпускаемых бумаг на 1 трлн. руб. планируется выделить:
- 500 млрд. руб. – на строительство дорог;
- 300 млрд. руб. – на строительство многоквартирных домов;
- 200 млрд. руб. – на строительство коммунальной инфраструктуры.
По окончании 2020 года на рынке в свободном обращении находилось 32 выпуска государственных инфраструктурных облигаций, на общую сумму в 92 млрд. руб. в 2020 году было только три эмиссии при общем увеличении рынка на 5,6%. На фоне всего этого ситуация с планируемой триллионной эмиссией расценивается как ожидаемый этап развития.
Распространенность инфраструктурных облигаций в РФ
В Российской Федерации использование государственных инфраструктурных долговых активов не так распространено. Об это как минимум свидетельствует малая сумма, находящаяся в обороте (91,9 млрд. руб.).
В конце лета президент страны Путин В. В. дал правительству рекомендации касательно вопросов развития схемы привлечением в государственный бюджет сторонних вливаний, осуществляемых за счет продажи инфраструктурных облигаций государственного долга.
Фактически, в стране уже сейчас существуют инфраструктурные облигации. Разница лишь в том, что их выкупают компании, которые и занимаются строительством объекта, по которому были выпущены активы.
Новая же схема предполагает сторонние вливания. Есть вероятность, что при стабильных показателях и хорошей популярности активов удастся привлечь внимание крупных иностранных инвесторов, например, из Катара или из ОАЭ.
Естественно, что раньше в России практиковалось подобное. Однако в сравнении с планируемым триллионным выпуском, предыдущие опыты можно не считать. Предполагаемые показатели активов выглядят следующим образом:
- доходность – 5-7%;
- наличие плавающего купона;
- учетная ставка – 2%.
Иная ситуация происходит в таких странах, как Соединенные Штаты, Канада, Австралия. Эти три государства являются лидерами по объемам использования инфраструктурных активов государственного долга.