Финансовая система Российской Федерации — Финансы

Автор статьи

Амина С.

6 минут на чтение
26 474 просмотров
Содержание Содержание

Под финансовой системой подразумевается набор сфер и звеньев финансовых отношений, с помощью которых происходит распределение, формирование и использование фондов денежных средств. 

Финансовая система включает в себя фин. учреждения государств, которые выполняют обслуживание и регулирование деятельности в области финансов.

Финансы – это выражение отношений распределительного характера. Это означает, что такое распределение осуществляется, прежде всего, между разными хозяйствующими субъектами. Следовательно, в общем наборе финансов, которые являются компонентами финансовой системы, можно выделить такие крупные сферы. 

  1. Государственные (это финансы, которые относятся к органам государственной власти федерального уровня. Также сюда входят финансы субъектов Российской Федерации).
  2. Муниципальные. Это местные финансы. 
  3. Финансы организаций, которые еще называют в юридической практике хозяйствующими субъектами. 
  4. Страхование. Отдельная сфера, которая включает обязательное государственное страхование и частные страховые компании, пенсионные фонды.
  5. Кредитно-банковская система (которая являет банки и кредитные учреждения страны, которые объединены в одну систему).
  6. Государственные финансовые органы. 

На этом рисунке вы можете ознакомиться со структурой финансовой системы Российской Федерации. Финансовая система Российской Федерации - Финансы

Каждая приведенная выше сфера состоит из нескольких составляющих.

  1. Звенья государственных финансов – это разновидность централизованных финансов, которые нужны, чтобы выполнять регуляторную функцию финансов в экономике, а также осуществлять финансовые распределительные отношение на уровне государственного управления.
  2. Что касается местных финансов, то для них справедливо описанное в предыдущем пункте за тем лишь исключением, что они касаются локального уровня управления.
  3. Звенья хозяйствующих субъектов. Сюда входят децентрализованные финансы, которые применяются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
  4. Страхование. В это звено входит добровольное, обязательное, личное, имущественное, и так далее.
  5. Звенья кредитно-банковской системы – это банки, микрофинансовые организации, а также другие учреждения, которые осуществляют финансовую деятельность в области кредитования. Также сюда входят государственные финансовые институты (включая организации, учреждения), которые выполняют в отношении финансов регуляторную функцию.

Зачем нужно разделение финансовой системы на отдельные отрасли? Это обусловлено тем, что каждое звено функционирует по-своему. Также есть различия касаемо методов распределения и использования фондов денежных средств, и, следовательно, каждое из этих звеньев играет особую роль в финансовой системе. 

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ

В соответствии с российской конституцией, форма государственного устройства федеративная. Это означает, что полномочия между органами государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов отличаются. Учитывая это, возможно финансирование из разных фондов. В целом, компоненты бывают следующими:

  1. Федеральный. Это бюджет государственного уровня. 
  2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов. 
  3. Государственный кредит.
  4. Государственные финансы на уровне субъектов.
  5. Государственные бюджеты субъектов Российской Федерации. 
  6. Бюджеты государственных территориальных бюджетных фондов.

Органы местного самоуправления отвечают за то, чтобы правильно исполнялся местный бюджет, решают ряд вопросов локального значения. В том числе, они формируют и утверждают бюджет. Как видно из вышеприведенной схемы, все звенья образуют единую финансовую систему Российской Федерации. 

Бюджетная система России

На данный момент выделяют три уровня бюджетной системы Российской Федерации. Они включают следующие уровни:

  1. Федеральный бюджет, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет разрабатывается каждый год в виде отдельного ФЗ. 
  2. Бюджеты субъектов РФ, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Они принимаются в форме законов субъектов Федерации. 
  3. Местные бюджеты. Сюда входят бюджеты муниципальных образований. Они принимаются в форме правовых актов органов местного самоуправления (как правило, они утверждаются в форме решения).

Под государственным бюджетом Российской Федерации подразумевается общий план, по которому осуществляется формирование и использование денежного фонда государства. Задача государственного бюджета – обеспечение того, чтобы функции государства выполнялись. В том числе, сюда входит проведение государственной политики, в том числе, путем распределения денег, которые были получены через налоги. В целом, бюджетная система России напоминает такую, которая действует в развитых странах.

Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды – это важная составляющая государственных финансов. На данный момент необходимо выделить следующие внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды – государственная собственность, но при этом имеют определенную автономию в плане функционирования. Каждый внебюджетный фонд создается для определенной цели – финансировать определенные социальные услуги.

Вместе с государственными внебюджетными фондами социального назначения, отдельно следует выделить фонды экономического назначения. Они позволяют решать экономические проблемы, которые стоят перед гражданами. По организационной части они автономны.

Государственный кредит

Он отражает финансовые отношения кредитного характера по поводу приобщения государством денег, которые временно свободны для того, чтобы выполнить финансирование расходов по тем задачам, которые ставятся государственными органами. В основе государственного кредита лежит принцип добровольности платежей в казну страны. 

Это и является государственной деятельностью по получению денежных средств в кредит. Получать их можно как от других государств, так и от собственных граждан, а также бизнеса. Привлечение государственного кредита осуществляется за счет размещения госзаймов, денежно-вещевых лотерей, а также других ценных бумаг. 

Государственный кредит – это тоже внешние займы государства, когда оно берет долг у других стран, чтобы покрыть дефицит бюджета. 

Страхование, как область финансовых отношений, гарантирует компенсацию убытков от стихийных бедствий, а также несчастных случаев. Помимо этого, оно способствует их предупреждению.

Хозяйствующие субъекты

Создание хозяйствующих субъектов как юрлиц осуществляется в порядке, который устанавливается законом для того, чтобы производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги для того, чтобы удовлетворить общественные запросы.

Хозяйствующие субъекты – это основа финансовой системы, где происходит формирование базовой части доходов, перераспределение которых в дальнейшем выполняется по разнообразным каналам народно-хозяйственного комплекса. 

Статус юридического лица приобретается организацией после того, как она будет зарегистрирована в том порядке, который установлен законом. Признаки юридического лица:

  1. Наличие обособленного имущества.
  2. Способность самостоятельно отвечать по обязательствам, а также распоряжаться обособленным имуществом, которое находится в его распоряжении.
  3. Способность обретать и осуществлять гражданские права, а также от своего имени иметь какие-то обязательства. 
  4. Способность в суде выступать истцом и ответчиком. 
  5. В условиях рыночной экономики, деятельность организаций осуществляется на коммерческих началах, когда расходы покрываются за счет собственной прибыли, которая и является базовым источником их развития.

Тем не менее, не каждая организация осуществляет построение своей работы, основываясь на коммерческом расчете. Так, есть отдельная категория организаций, которая называется некоммерческой. Здесь в первую очередь учитывается основная цель деятельности подобных компаний. В роли критерия, с помощью которого можно дифференцировать эти типы организаций, выступает то, как будет использоваться прибыль, которая получается предприятием.

Юридические лица бывают корпоративными и унитарными. В первом случае компания управляется лицами, которые имеют право участие (членства) и сформировавшие высший орган управления компанией. Если же компания не соответствует этому правилу, она называется унитарной. 

Под коммерческими организациями подразумеваются такие юридические лица, которые создают организацию для получения прибыли. Некоммерческие же организации – это такие, которые основной целью своей деятельности не ставят получение прибыли, а лишь для выполнения определенных задач. Следовательно, средства могут создаваться исключительно для реализации этих задач и не могут распределяться между участниками такой организации. 

Выводы

Таким образом, финансовая система Российской Федерации включает большое количество компонентов. Это сложная разветвленная система, которая функционирует для реализации определенных целей государства, а также отдельных граждан (если речь идет о предприятиях). Соответственно, она может быть централизованной и децентрализованной в зависимости от того, каким образом осуществляется получение доходов и того, каким образом они распределяются. 

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи