Физическое лицо признается инвалидом по итогам прохождения медико-социальной комиссии. Специалисты проводят обследования человека (его жизненно-функционального состояния), используя различные данные, основываясь на клинических показаниях, социально-бытовых, психологических и т.д. После проведения всех обследований, если выявлены проблемы со здоровьем, то бюро медико-социальной экспертизы, выдает документ, подтверждающий инвалидность «Справка-МСЭ».
Инвалидность граждан бывает по разным причинам, большинство людей инвалидов являются трудоспособными.
Всем работающим гражданам, предоставляется время на ежегодный отдых в виде отпускных дней с сохранением рабочего места и должности, а также предоставлением выплаты среднего заработка.
В законодательстве о труде (трудовой кодекс РФ) установлены нормы и правила для предоставления 1 раз в год, всем работающим гражданам оплачиваемого основного отпуска с продолжительностью 28-календарных дней.
Согласно ст. 23 Федерального закона №181-ФЗ, сотрудники организаций, компаний, учреждений, которым присвоена группа инвалидности, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск с продолжительностью 30-календарных дней. Таким образом, категориям лиц-инвалидам, законодательством РФ предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск, который составляет 2-календарных дня.
Работодатель, имеющий в своем штате сотрудника –инвалида не имеет права отказать в предоставлении данному сотруднику дополнительного оплачиваемого отпуска.
По инициативе нанимателя, для сотрудника-инвалида, период оплачиваемого отпуска может быть увеличен.
В случае принятия решения руководством по увеличению оплачиваемого отпуска инвалидам, необходимо в коллективном договоре письменного «отражения» данного принятого решения. Если коллективным договором предусмотрена такая обязанность, то руководителю следует ее выполнять, уклонения от этой обязанности, будет считаться нарушением трудового законодательства и может повлечь наложение штрафных санкций.
В соответствии с трудовым законодательством, первый отпуск на новом месте предоставляется через 6 месяцев после начала работы.
Читайте также статью: → Компенсация ОСАГО инвалидам.
Документы при оформлении дополнительного отпуска
сотруднику –инвалиду
При поступлении на работу сотрудника –инвалида в отдел кадров предоставляется полный пакет документов. Для подтверждения «статуса-Инвалид» в представленном пакете документов необходимо наличие специального документа (справки –МСЭ).
Данный документ «выступает» доказательством, наличия у сотрудника группы инвалидности.
Порядок оформления отпуска сотруднику-инвалиду не имеет отличия от оформления отпуска другим сотрудник.
Для оформления отпуска сотруднику, имеющему группу инвалидности, требуется:
-собственноручно, написанное сотрудником-инвалидом заявление;
-копия справки-МСЭ об установлении инвалидности.
При предъявлении справки-МСЭ, работодателю следует особое внимание обратить на срок действия справки на который он выдана, либо «бессрочно», либо дата конкретизирована.
|
Отпуск оформляется по заявлению. Обязательной формы для написания заявления на отпуск законодательством не установлено. Фирмы, организации, ИП либо используют фирменный бланк предприятия, либо лист по формату А4.
При написании заявления на отпуск, в обязательном порядке указывается следующая информация:
- ФИО должностного лица компании (руководитель, зам. руководителя и т.д.), на имя которого пишется заявление;
- название фирмы, организации;
- ФИО сотрудника-инвалида, который составляет заявление, с указанием должности и структурного подразделения, где непосредственно сотрудник осуществляет свою трудовую деятельность;
- Далее пишется слово «ЗАЯВЛЕНИЕ» «в середине странице примерно»;
- В основной части бланка заявления пишется просьба о преставлении дополнительного отпуска с обоснованием (указывается наличие группы инвалидности, нормы законодательства на основании которых представляется дополнительный отпуск. Также в основной части нужно указать номер и дату справки МСЭ.
- указывается дата, с которой предоставляется отпуск и количество дней отпуска;
- после основной части ставится подпись сотрудника-инвалида с расшифровкой и дата написания заявления.
К заявлению прилагается копия «Справки-МСЭ»
|
|
Порядок действий по оформлению оплачиваемого отпуска
Порядок действий для оформления оплачиваемого отпуска:
√ Заявление на оплачиваемый ежегодный отпуск на имя руководства составляется сотрудником за две недели до начала планируемого отпуска;
√ В случае заранее составленного графика отпуска, заявление не требует написание, но на практике, как правило пишут заявление. Обязательное требование по написанию заявления распространяется на того работника, который уходит в отпуск не по графику;
√После поступления заявления руководителю на согласование и наложения соответствующей резолюции, которая подтверждается подписью и датой;
√После наложенной резолюции составляется приказ по форме «Т-6» о предоставлении отпуска сотруднику;
√Работодатель обязан выплатить начисленные денежные средства «отпускные» работнику за три дня до начала дней отпуска;
√В табеле учета рабочего времени дни предоставленного отпуска работнику отмечаются в соответствии с разработанной специальной формой («форма № Т-12 или форма № Т-13, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1»).
Для сведения:
|
Читайте также статью ⇒ Льготы по транспортному налогу для инвалидов в 2024.
Алгоритм оформления неоплачиваемого отпуска аналогичен алгоритму оплачиваемому.
ВАЖНО: В случае, если сотрудник не воспользовался неоплачиваемым отпуском до 60 дней, то эти дни не подлежат переносу и не суммируются в следующем календарном годе, так как это не является основным отпуском.
Основной отпуск можно заменить, денежной компенсацией. Сотруднику–инвалиду по закону предоставляется основной отпуск 30 дней, при неиспользовании этих дней работодателем выплачивается денежная компенсация по соответствующему заявлению от работника-инвалида.