Должностные обязанности финансового директора

Автор статьи

Амина С.

4 минуты на чтение
1 122 просмотров
Содержание Содержание

Должность финансового директора считается чрезвычайно влиятельной в области коммерции по причине того, что она определяет рыночное положение компании и ее денежную стабильность. Однако, у многих по-прежнему возникают сомнения относительно того, каковы должностные обязанности финансового директора. Поэтому предлагаем разобраться в функциях финансового директора и положениях типовой должностной инструкции.

Кто это — финансовый директор?

Финансовый директор является представителем управленческого состава предприятия. На руководителя в данной должности возлагается функция по управлению финансовыми потоками компании. Обязанности финансового директора необходимо четко себе представлять, поскольку денежными вопросами фирмы занимаются и другие управленцы — исполнительный директор, главный бухгалтер и так далее.

Но, в отличие от главбуха и исполнительного директора, финансовый директор предприятия координирует денежные потоки и снабжает управленческими сведениями других представителей руководящегося состава. Основной задачей финансового директора является рост прибыли и внедрение/совершенствование разработанной политики управления финансами. С этой целью он пользуется различными коммерческими инструментами, принимает оперативные решения, анализирует опыт ведения деятельности прошлых лет и изучает потенциал на будущее.

Какие требования предъявляются к финансовым директорам

Требования к финансовому директору достаточно высоки, и оклад у данного руководителя не маленький, а потому позволить себе найм финдиректора может далеко не каждая организация. Кандидат, претендующий на такую должность, обязан соответствовать как минимум первичным требованиям:

  • получить диплом ВУЗа по специальности «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Учет и аудит», «Экономика предприятия» или «Финансы и кредит»;
  • обладать знаниями в области аудиторского, бухгалтерского и налогового учета;
  • подтвердить наличие как минимум 3-летнего опыта работы по смежной специальности;
  • изучить основные законодательные и нормативные акты;
  • уметь формировать отчеты, презентации;
  • не бояться публичных выступлений;
  • владеть компьютером на уровне уверенного пользователя (желательно также знать 1С);
  • обладать ораторскими и дипломатическими способностями.

В каких случаях следует нанять финансового директора (должностные обязанности финансового директора)

Важно! Финансовые директора незаменимы, если речь идет о крупных и средних коммерческих предприятиях, нуждающихся в планировании и координировании подразделений, отвечающих за денежные потоки. Таковыми являются некоторые государственные структуры, коммерческие организации, инвестиционные, страховые, трастовые компании, биржи, производственные компании, банковские учреждения.

Нанять финдиректора рекомендуется в следующих ситуациях:

  • не совпадает получаемая предприятием прибыль по документам и средства на счету;
  • руководство не разбирается в направлении финансовой деятельности своей компании;
  • предприятие нередко допускает просрочки по платежам;
  • владелец предприятия желает наблюдать за процессом бизнес-деятельности и оказывать на него влияние, а не только фиксировать итоги по отчетам;
  • компании требуется дополнительный контроль бухгалтерии, планово-экономического и иных отделов;
  • финансовая политика компании на протяжении длительного времени не способствует росту прибыли.

Должностные обязанности финансового директора

При разработке и утверждении должностной инструкции финансового директора компании часто допускается одна и та же ошибка — собственники бизнеса не могут разглядеть разницу между задачами, поставленными перед таким руководителем, и используемыми им инструментами, помогающими достичь каких-либо результатов работы. В качестве примера можно привести работодателя, который включает в функционал финдиректора управление кредитованием, финансовый учет, бюджетный контроль. На самом же деле функции — это действия, которые финансовый директор должен совершать, чтобы достичь поставленную цель (увеличить прибыль). Основные функции финдиректора могут быть разбиты на 5 групп:

Функции финансового директора Описание
Обеспечение бизнеса финансовыми средствами Деньги движут бизнесом и подпитывают его — если средств не хватает для оплаты необходимых видов деятельности, предприятие не может работать (контрагенты откажут в поставке сырья, сотрудники не останутся на рабочем месте без зарплаты, оборудование в случае поломки никто не починит). В этом плане финансовые средства важнее чем получение прибыли. Чтобы обеспечивать бизнес финансами, финдиректор:

  • привлекает инвесторов;
  • управляет кредитованием;
  • прогнозирует финансовые потоки.
Обеспечение финансовой защищенности компании Финансовые риски — неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Но если финдиректор грамотно обеспечивает бизнес финансовыми средствами (см. выше), компания остается способной отвечать по текущим финансовым обязательством — это «здоровая» компания. Предприятие развивается, и добавляются новые риски — с одной стороны, у развитой компании больше рисков, с другой стороны развитое предприятие имеет больше ресурсов для преодоления проблем. Финдиректор самостоятельно не решает возникающие проблемы, но он располагает необходимыми сведениями и умеет ставить правильные задачи перед компетентными лицами, после чего контролирует исполнение своих указаний.
Передача нужным лицам необходимых сведений Важной составляющей эффективной политики управления является владение актуальной информацией, имеющей отношение к бизнесу. Любое планирование на фирме направлено на рост прибыли, а потому коммерческие сведения координируют в себе итоги применения всех других информационных потоков (бухгалтерских, производственных, маркетинговых и т.д.).
Осуществление заботы об эффективности деятельности фирмы Рост прибыли — вторичная цель, поскольку ее получение зависит от слаженности работы сотрудников фирмы. Значит, эффективность работы коллектива является первоочередной задачей. А потому финансовый директор следит за тем, чтобы подчиненные старались приносить как можно больше пользы компании, и касается это не только самого производства, но и:

  • продаж готовой продукции;
  • оформления налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • проведения маркетинговой политики;
  • исследования рынка.
Разработка и обеспечение взаимосвязи между управленческим составом компании Обеспечение компании прибылью не может быть возложено на плечи одного финансового директора — все руководители должны преследовать данную цель и делать все возможное для ее достижения. Поэтому деятельность коллектива фирмы требуется координировать, чтобы действия руководителей были взаимосвязаны, а не хаотичны. Финансовый директор обеспечивает взаимосвязь руководителей структурных подразделений предприятия.

Инструменты финансового директора предприятия

Мы рассмотрели все группы функций финансового директора, которые собственники бизнеса часто путают с инструментарием управленца. Предлагаем теперь разобраться, что же представляют собой инструменты финдиректора. Это процессы, используемые при осуществления управленческой деятельности, которые обеспечивают выполнение перечисленных ранее функций руководителя. Обычно именно эти процессы указываются работодателями как обязанности финдиректора:

  1. Управление коммерческими подразделениями предприятия.
  2. Руководство денежными потоками компании (оптимизация налоговой политики, планирование применения ресурсов, контроль издержек).
  3. Подготовка денежной отчетности и контроль за ее состоянием.
  4. Проведение финансово-экономического анализа договоров, заключаемых предприятием.
  5. Стратегическое управление финансовой деятельностью (с применением всего комплекса финансовых инструментов).
  6. Обеспечение взаимодействия с отделом кадров.
  7. Экономическая безопасность (контроль за деятельностью уполномоченных лиц, анализ финансовых рисков, постановка задач по снижению рисков).
  8. Публичная деятельность (включая взаимодействие со средствами массовой информации).
  9. Представительство фирмы перед контрагентами.

Читайте также статью ⇒ «Должностная инструкция главного бухгалтера: образец 2024 года«.

Законодательные акты по теме «Должностные обязанности финансового директора»

Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Типичные ошибки

Ошибка: Работодатель при приеме на работу финансового директора указывает в должностной инструкции финансовый учет и бюджетный контроль в качестве обязанностей нового управленца компании.

Комментарий: Наниматель в данном случае путает понятия финансовых инструментов и обязанностей финдиректора. Финансовый учет и контроль бюджетных средств предприятия являются инструментами финансового директора.

Ошибка: Финансовый директор предприятия не взаимодействует с кадровой службой, полагая, что это не входит в его обязанности.

Комментарий: Главная задача финдиректора — получение прибыли. Приток денежных средств напрямую зависит от эффективности работы предприятия, которая не может быть достигнута без усердия со стороны сотрудников. А поскольку работниками занимается кадровая служба, интересоваться вопросами отдела кадров входит в обязанности финансового директора.

Ответы на распространенные вопросы про должностные обязанности финансового директора

Вопрос №1: Целесообразно ли маленькой фирме нанимать финансового директора?

Ответ: Если предполагается развитие и рост компании в масштабное предприятие, нанять финансового директора следует уже на этапе организации деятельности фирмы. Но если фирма так и останется маленькой, с функциями финдиректора может справиться генеральный директор или главный бухгалтер.

Вопрос №2: Может ли выпускник ВУЗа занять должность финансового директора при условии наличия профильного образования и успешного прохождения производственной практики?

Ответ: Финансовый директор должен обладать как минимум 3-летним опытом работы по смежной специальности, чтобы иметь возможность получения навыков в подготовке отчетности, изучить законодательные и нормативные акты, получить знания в области аудиторского, бухгалтерского и налогового учета, обучиться работе с основными компьютерными программами и приобрести дипломатические и ораторские навыки.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи