Должностная инструкция бухгалтера ЖКХ: образец заполнения

Автор статьи

Ольга Лазарева

5 минут на чтение
10 887 просмотров
Содержание Содержание

Бухгалтер ЖКХ — это отдельная бухгалтерская специальность, связанная с ведением документов по направлению жилищно-коммунальное хозяйство. Специфика данной деятельности весьма узкая, поэтому сотруднику важно четко разбираться в своих полномочиях, знать обязанности и права. Должностная инструкция направлена именно на то, чтобы ему в этом помочь. Более подробно про ведение бухгалтерского учета в ЖКХ читайте в статье: → «Бухучет в ЖКХ в 2024 году«.

Общие особенности должностной инструкции бухгалтера ЖКХ

Должностная инструкция — локальный нормативный акт, который составляется управляющими лицами той или иной компании. При составлении необходимо опираться на действующее законодательство, учитывая при этом специфику должности бухгалтера ЖКХ в рамках организации. Обратимся к следующей таблице и попробуем выделить основные особенности должностной инструкции, которыми должен владеть как сотрудник, так и работодатель:

Особенность Содержание
Точность Так как должностная инструкция используется для того, чтобы регулировать отношения между работодателем и сотрудником, все нюансы этих отношений должны быть точно отражены в документе.
Законность При составлении должностной инструкции опираться следует не только на Трудовой Кодекс, но и на Конституцию РФ. При этом учесть необходимо акты не только Федеральной, но и местной значимости.
Последовательность Современными нормами и правилами установлена определенная последовательность пунктов должностной инструкции. Несоблюдение этих пунктов не является нарушением закона, однако, это намного проще для ознакомления и общего восприятия.
Актуальность Сегодня время меняется быстро, а вместе с ним меняются и требования к сотруднику. Например, знание компьютера, умение владеть программой 1С или расширение круга деятельности бухгалтера в целом. Поступая на работу работник должен знать, что от него требуется. Для этого должностную инструкцию необходимо обновлять по мере необходимости.

Должностная инструкция бухгалтера ЖКХ на каждом предприятии своя. Однако основные концепции документа перекликаются и в чем-то друг на друга похожи, так как составляются согласно одному действующему законодательству.

Основные пункты должностной инструкции

Данный документ, призванный для регуляции работы в рамках предприятия, содержит ряд основных пунктов, на которых базируется любая должностная инструкция. Каждый из них состоит из ряда подпунктов, направленных на расширение понимания профессиональной деятельности и её особенностей. Рассмотрим их при помощи следующей таблицы:

Пункт документа Содержание
Общие положения Вступительный пункт, через который вводятся основные понятия, используемые в документе, а также требования к сотруднику. Если требований слишком много, то их целесообразнее скомпоновать в дополнительном пункте документа.
Должностные обязанности Центральный пункт документа, в котором последовательно описываются все обязанности сотрудника, от самых мелких до наиболее содержательных. Очень важно, чтобы каждая обязанность была зафиксирована четко, поскольку сотрудник вправе не выполнять то, что отсутствует в должностной инструкции.
Права Наравне с обязанностями всегда должны фигурировать права. Здесь необходимо отметить любые действия, которые сотрудник вправе предпринимать для улучшения своей профессиональной деятельности, а также деятельности окружающих.
Ответственность Ответственность бухгалтера зависит от масштабов его профессиональной деятельности. Как правило, в данном пункте отражаются любые действия, ответственность за которые понесет именно бухгалтер ЖКХ. Также иногда указывается и масштаб ответственности (штраф, выговор и т.д.). Более подробно про ответственность бухгалтера в организации читайте в статьях: → за что несет ответственность бухглатер, → уголовная ответственность, → материальная ответственность.

Часто отдельным пунктом должностной инструкции выносятся требования к сотруднику, профессиональные связи с другими работниками, дополнительная информация и иные рекомендации по реализации профессиональной деятельности.

Отличительные черты работы в МУП и управляющей компании

Бухгалтер ЖКХ — это профессионал, обладающий достаточно специфическим рядом обязанностей. При этом, в зависимости от того, в какой организации он работает, будет зависеть объем его работы, а также её специфика. Сравним работу бухгалтера в Муниципальных организациях и управляющей компании и попробуем найти общие и различные черты:

Бухгалтер ЖКХ в МУП Бухгалтер ЖКХ в управляющей компании
Организация бухгалтерского учета по всем необходимым типам финансово-хозяйственной деятельности Необходимость учета расходов, вложений, закупок, расчетов с персоналом и поставщиком, налогов и убытков.
Принятие мер по предупреждению недостачи и убытков Разработка рабочего плана для счетов, работа над налоговым учетом на прибыль и НДС
Организация категории финансов, направленных на стимулирование сотрудников на предприятии Общая оценка для результатов финансовой деятельности организации
Полный контроль финансов и умение в любой момент предоставить отчетность Разработка бухгалтерской отчетности

Задача директора предприятия в обеих ситуациях контролировать работу бухгалтера и своевременно просматривать бухгалтерскую отчетность.

Обязательные права бухгалтера ЖКХ

Права бухгалтера ЖКХ должны обязательно отражаться в должностной инструкции. Обратимся к следующему примеру из должностной инструкции для того, чтобы изучить список возможных прав на отдельном предприятии.

Бухгалтер ЖКХ имеет право вносить на рассмотрение управляющих лиц компании предложения для оптимизации работы в рамках бухгалтерского отдела или других отделов; взаимодействовать с другими сотрудниками, в т.ч. выше по должности, для получения сведений, необходимых при выполнении должностных обязанностей; представлять интересы бухгалтерии при взаимодействии с другими структурными подразделениями данной организации.

Главные обязанности бухгалтера ЖКХ

Должностные обязанности — ключевой пункт, проработкой которого необходимо заниматься особенно тщательно. Для этого необходимо проанализировать деятельность бухгалтера ЖКХ, а также составить индивидуальные требования к нему. Так в следующем примере из должностной инструкции можно ясно проследить объем обязанностей бухгалтера ЖКХ в отдельно взятом предприятии:

  1. Участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на финансовое благополучие компании.
  2. Организация бухгалтерского учета и контроля за расходованием ресурсов разного типа в рамках предприятия.
  3. Разработка различной документации, отражающей финансовые и хозяйственные мероприятия предприятия.
  4. Разработка и составление учетных калькуляций по себестоимости различных работ и услуг, предоставляемых компанией.
  5. Формирование учетной политики для оптимизации бухгалтерского учета.
  6. Разработка и внедрение инновационных мероприятий по оптимизации финансовой деятельности предприятия.
  7. Выполнение различных поручений профессионального характера со стороны непосредственного руководителя.

Пункт «Должностные обязанности» не ограничивается каким-либо количеством подпунктов. В зависимости от объема работ и необходимости от может включать в себя до нескольких десятков подпунктов.

За что сотрудник несет ответственность?

Ответственность работника — еще один важный пункт документа. Здесь имеет смысл указать весь объем действий, который в той или иной степени обернутся для сотрудника наказанием — административным, гражданским либо уголовным. Приблизительно ответственность бухгалтера ЖКХ выглядит следующим образом:

  1. За неисполнение или некачественное исполнение своих должностных обязанностей сотрудник понесет ответственность, связанную с объемом ущерба, причиненного внутреннему распорядку предприятия. Это может быть выговор, предупреждение, штраф или увольнение.
  2. За причинение морального или материального вреда сотрудникам фирмы, а также самой фирме, на сотрудника будут наложены санкции, описанные в Уголовном, Гражданском и Административном кодексах соответственно.
  3. За правонарушения, описанные в Уголовном, Административном и Гражданском кодексе и совершенные в рамках выполнения профессиональной деятельности, бухгалтер понесет ответственность, соответствующую его правонарушениям.

По необходимости этот пункт может быть расширен управляющими структурами предприятия, но только в рамках допустимых законом норм.

5 ключевых компетенций работника

Компетенции — это определенный круг знаний, которыми владеет то или другое лицо. Таким образом, к ключевым компетенциям бухгалтера ЖКХ можно отнести следующее:

  1. Языковая подготовка. Уважающий себя бухгалтер должен владеть иностранным языком хотя бы на таком уровне, чтобы ориентироваться в ПК. Еще лучше если это может ему позволить создавать связи с другими предприятиями для дальнейшего сотрудничества.
  2. Профессиональные знания. Данная компетенция напрямую связана с образованием сотрудника. От неё напрямую зависит профессиональная подготовка будущего бухгалтера.
  3. Коммуникативные навыки. Коммуникация необходима работнику для качественной и продуктивной работы даже в самом сложном коллективе. Также пригодится умение улаживать конфликты и идти на разумный компромисс.
  4. Управленческие навыки. Способность повести за собой людей очень пригодится работнику — особенно в рамках крупной организации.
  5. Находчивость. Важная на сегодняшний день компетенция, обеспечивающая возможность поиска нестандартных решений в сложных ситуациях.

Разумеется, обладать всеми перечисленными компетенциями может лишь идеальный работник. Большинство бухгалтеров осваивают их в процессе работы и достигают за счет этого больших карьерных высот.

Рекомендации по составлению и распространенные ошибки

Очень часто при разработке должностных инструкций даже опытные специалисты допускают те или иные ошибки — от них никто не застрахован. Но лучше заранее разобраться в таких потенциальных ошибках, чтобы их не допустить:

  1. Нереальность. Документ должен отражать реальную актуальную ситуацию в рамках предприятия. То есть, если за основу взять «чужую» должностную инструкцию, то, скорее всего, данные в ней с трудом подойдут под реалии другого предприятия.
  2. Размытость. Чем конкретнее сведения в должностной инструкции — тем это лучше для сотрудника и работодателя. Если информация будет указана неточно и размыто, то это застави работника думать, что здесь есть какой-то подвох. Также это может стать причиной несоответствия выполняемой работником деятельности тому, что от него в действительности требуется.
  3. Некомпетентность. Желательно, чтобы в разработке документа принимал участие специалист, который каким-либо образом относится к бухгалтерской деятельности и имеет в ней опыт. Иначе должностная инструкция получится неинформативной и неточной.

Очень важно со всей серьезностью подходить к составлению должностных инструкций. Как правило, они разрабатываются всем управляющим составом, после чего повторно проверяются и только затем утверждаются на уровне локального акта.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи