Газета “Известия” публикует информацию о том, что в осеннюю сессию Государственная дума планирует рассмотреть законодательную инициативу о цифровых архивах. Это позволит кредитным организациям полностью отменить бумажные договоры.
Авторы законопроекта отмечают, что переход на электронный оборот по новым документам приведет к значительному ускорению оказания услуг, а также сокращению расходов, не говоря уже об экологическом аспекте. Кроме того, поскольку банки обязаны хранить договоры с клиентами для предоставления их по запросам госорганов, создание электронных архивов, позволит значительно экономить площади для хранения договоров и расходы на их содержание.
В конечном итоге, подчеркивают в Государственной думе, сокращение издержек на бумагу и хранение договоров, позволит также и снизить проценты по кредиту. Отмечается, что инициативу поддерживают в Центробанке. По некоторым данным, это позволит банкам экономить на бумаге миллиарды рублей ежегодно.
Таким образом, банк будет иметь возможность хранить все договоры на цифровых носителях. Впрочем, необходимо будет дублирование информации на нескольких носителях, с целью защиты от возможного технического сбоя. Однако, ранее заключенные договоры должны будут по прежнему храниться на бумажном носителе.
Юристы отмечают, что в настоящий момент в законодательстве нет четкого указания о том, что договоры должны быть именно бумажными. Вопрос в том, что банкам необходима полная идентификация клиента. В безбумажной версии договоров это будет проблематично осуществить. Потребуется, допустим, регистрация всех граждан в биометрической системе, что граждане, по данным социологических опросов , не особенно желают делать.
Вместе с тем, несмотря на значительную экономию (не только на бумаге и хранении договоров, а еще и на канцелярии, печатных материалах и прочих расходниках), это может спровоцировать новую волну мошеннических действий, что признают и сами авторы документа. Поскольку для создания такой системы потребуется создавать цифровую подпись для каждого клиента, службам безопасности банков будет невозможно установить — сам ли клиент подписал договор на оказание новой услуги или же это произошло в результате хищения информации злоумышленниками. При этом, эксперты считают, что какого-то действенного механизма по препятствованию таких ситуаций в данный момент просто не существует.