По мере обострения кризиса из-за санкций и спецопераций все больше российских компаний вкладывают средства в модернизацию и создание новых видов продукции, говорится в исследовании Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИЯП) по РБК. Растет и доля компаний, сокращающих производство и сокращающих расходы на персонал.
INP сравнивает результаты опросов общественного мнения, которые проводились с апреля по май и с ноября по декабрь прошлого года. За полгода доля компаний, осуществляющих ремонт, модернизацию и в целом подготовку предприятий к дальнейшему развитию, выросла с 14,8 до 33,1%. Меньше бизнесменов решили сократить инвестиционные расходы: 30,7% против 36,9% весной. Новые виды продукции начали выпускать 27,6% предприятий (в апреле-мае таких товаров было 21,3%).
Кроме того, предприниматели еще активнее ищут новые рынки и контрагентов. Так, альтернативных поставщиков в России выбирают 78% опрошенных (весной — 69,7%), за рубежом — 42,5% (весной — 36,1%). А 39,4% бизнесменов ищут новые рынки. Полгодом назад таких было 31,1%.
Эти результаты отличаются от данных, приведенных в исследовании «Эксперт РА», Института комплексных стратегических исследований и Института экономики роста им. П.А. Столыпина. Они утверждали, что только 22,5% бизнесменов намерены технологически совершенствовать товары и услуги в ближайшие два года, а почти половина сосредоточена только на сохранении текущего формата бизнеса.
Исследование РАН выявляет некоторые негативные тенденции:
С 14,8 до 18,1% увеличилась доля компаний, отказавшихся от производства отдельных видов продукции.
на сотрудниках экономят 12,6% компаний (весной — 11,5).
от санкций уже пострадали 66,2% опрошенных.
14,6% ожидают от них эффекта в будущем.
Эксперты предупредили, что отказ от модернизации и развития может замедлить восстановление экономики в целом.
Следите за нашими новостями Telegram, ВКонтакте