Каждая организация, имеющая в собственности имущество и использующее его в производственных целях, обязана начислять амортизация по объектам ОС. У предпринимателей и юрлиц, использующих УСН, часто возникает вопрос: как начислять амортизацию «упрощенцу»? Сегодня мы расскажем об особенностях данной процедуры, также на примерах рассмотрим различные методы начисления амортизации при УСН.
Когда «упрощенец» начисляет амортизацию
Как известно, УСН предполагает упрощенную систему учета операций и оформления документов по ним. К примеру, «упрощенец» на системе «доходы 6%» рассчитывает налог от всей суммы задекларированного дохода. Так как амортизационные отчисления на размер доходов не влияют, в данном случае ИП имеет право не начислять амортизацию на объекты ОС. По-другому обстоит дело с предприятиями на системе «доходы минус расходы 15%». При данном режиме закон позволяет учитывать амортизационные отчисления в составе расходов и таким образом уменьшать налогооблагаемую прибыль. Поэтому ведение амортизационного учета для ИП и юрлиц на схеме «доходы минус расходы 15%» является не только обязательным, но и экономически обоснованным.
Пример №1. ИП Хорошенко оказывает услуги по перевозке пассажиров, имеет в собственности автомобиль Мерседес Спринтер. ИП Хорошенко использует упрощенный режим налогообложения (доходы за вычетом расходов).
Финансовые показатели деятельности ИП Хорошенко по итогам 2016 выглядят так:
- Получена выручка – 880.620 руб.;
- Отражены расходы на ГСМ – 104.505 руб.;
- Отнесены затраты на ремонт и ТО автомобиля – 96.400 руб.;
- Начислена амортизация на автомобиль Мерседес Спринтер – 22.900 руб.
Расчет единого налога к уплате за 2016 год для ИП Хорошенко будет выглядеть так:
(880.620 руб. – 104.505 руб. – 96.400 руб. – 22.900 руб.) * 15% = 98.522 руб.
Амортизация при УСН: общие положения
Амортизацию нужно начислять на имущество, которое признается основным средством. Для этого собственность должна удовлетворять сразу нескольким критериям, а именно:
- Срок службы имущества – более 1 года;
- Цена приобретения (с учетом доставки, установки или без) – более 40.000 руб.
Если Вы зарегистрировали ИП, используете системы «доходы минус расходы» и имеете в собственности подобное имущество, то Вам необходимо начислять по ним амортизацию. Амортизационные расходы необходимо отражать по всем видам имущества, в том числе:
- если оно используется в процессе ведения хозяйственной деятельности (компьютер бухгалтера, собственное помещение под склад, торговое оборудование в магазине и т.п.);
- если собственность не является производственной (например, холодильник, микроволновая печь в столовой для рабочих).
Суть амортизации заключается в постепенном уменьшении первоначальной стоимости ОС и списании ее на расходы. Когда первоначальная стоимость имущества равна 0, а износ равен 100% от стоимости, считается что ОС полностью самортизировалось.
Основные принципы, которые Вам необходимо знать о процедуре амортизации ОС, рассмотрим на примерах.
Ситуация №1. ИП Скубаков ведет деятельность в сфере общепита. В марте 2016 Скубаков приобрел морозильную камеру для хранения продуктов. Амортизацию на холодильное оборудование Скубаков должен начислять с апреля 2016.
Ситуация №2. ООО «Глобус» в августе 2016 реализовал компьютерный монитор другой организации. Амортизацию на монитор «Глобус» начислит в августе 2016 последний раз, в сентябре отчисления отражаться не будут.
Ситуация №3. ИП Шевцов имеет в собственности автомобиль Шевроле Нива. Автомобиль приобретен по цене 416.800 руб. Такая стоимость отражена в учете как первоначальная. В феврале 2016 истек срок полезного использования автомобиля, в течение которого Шевцов ежемесячно начислял амортизацию на ТС. В результате на 28.02.16 износ Шевроле Нива составил 416.800 руб., первоначальная стоимость – 0 руб., то есть автомобиль Шевроле Нива полностью самортизирован.
Какой метод использовать при начислении амортизации
При ведении учета ОС Вы можете использовать один из существующих методов начисления амортизации. Выбранная система должна быть документально закреплена в учетной политике предприятия. Ниже мы поговорим о методах, которые широко используются предпринимателями и организациями на УСН – линейный метод и метод уменьшаемого остатка. Также мы рассмотрим примеры начисления амортизации в каждом конкретном случае.
Применяем линейный метод
Именно этот механизм отнесения стоимости ОС на расходы применяют большинство «упрощенцев». Причина тому – прозрачность процедуры и простота расчета. Все, что Вам необходимо знать – стоимость имущества (первоначальная) и срок его службы (в месяцах). Расходы распределяются равномерно равными частями в течение всего срока службы имущества.
Схема определения суммы амортизационных отчислений очень проста: стоимость, по которой Вы приобрели ОС (с учетом затрат на доставку, монтаж, установку, если таковые имели место), необходимо разделить на срок полезного использования имущества в месяцах. Период, в течение которого Вы планируете пользоваться тем или иным имуществом, необходимо зафиксировать в учетной политике. Для этого собственность группируют: к примеру, создают отдельные группы для зданий, автомобилей, мебели, оборудования и т.п. Для каждой группы определяют тот срок, в течение которого планируется использование имущества (для зданий – 50 лет, для ТС – 9 лет, для компьютерной техники – 6 лет и т.д.).
Формула расчета ежемесячной суммы амортизационных отчислений при использовании данного механизма выглядит так:
АмОтч = ПервСт / СрСл,
где ПервСт – цена покупки ОС с учетом всех дополнительных расходов;
СрСл – срок службы в месяцах.
Пример №2. Фотоателье «Портрет» использует УСН, имеет в собственности 5 фотоаппаратов, 3 компьютера, 3 монитора и 2 принтера для печати фотоснимков. Стоимость аппаратуры и срок ее использования представлены в таблице.
Наименование оборудования | Срок службы | Стоимость |
Фотоаппарат Canon | 4 года | 125.800 руб. |
Компьютер HP | 6 лет | 104.900 руб. |
Монитор Samsung | 6 лет | 66.740 руб. |
Принтер НР | 5 лет | 11.400 руб. |
Согласно учетной политике, «Портрет» применяет линейный метод при определении суммы амортизационных отчислений.
Рассчитаем сумму отчислений для каждой группы оборудования:
Наименование оборудования | Стоимость ОС согласно количеству | Расчет амортизации | Сумма отчислений в месяц |
Фотоаппарат Canon | 125.800 руб. * 5 шт. = 629.000 руб. | 629.000 руб. / 48 мес. | 13.104 руб. |
Компьютер HP | 104.900 руб. * 3 шт. = 314.700 руб. | 314.700 руб. / 72 мес. | 4.371 руб. |
Монитор Samsung | 66.740 руб. * 3 шт. = 200.220 руб. | 200.220 руб. / 72 мес. | 2.781 руб. |
Принтер НР | 11.400 руб. * 2 шт. = 22.800 руб. | 22.800 руб. / 60 мес. | 380 руб. |
Итого | 20.636 руб. |
Таким образом, при расчете единого налога фотоателье «Портрет» имеет право ежемесячно уменьшать налогооблагаемую базу на сумму 20.636 руб.
Используем механизм уменьшаемого остатка
Данная методика предполагает, что расчет ежемесячных отчислений производится исходя их остаточной, а не первоначальной стоимости имущества. Исходные данные для расчета те же, что и при линейном методе. Принцип расчета следующий:
- для амортизации за первый месяц используется показатель цены приобретения объекта (первоначальная стоимость);
- после отнесения суммы износа за первый месяц на расходы, цена приобретения уменьшается на сумму амортизационных отчислений. Данный показатель называется остаточной стоимостью;
- далее расчет амортизации осуществляется на основании остаточной стоимости. Этот показатель ежемесячно уменьшается на сумму износа до тех пор, пока не становится равен 0. В этом месяце истекает срок полезного использования имущества, оно считается полностью самортизированным.
Пример №3. ИП Уткин является «упрощенцем». Уткин ведет деятельность в сфере розничной торговли (реализует электротовары через магазин «ЭлектроДом»). Для реализации товара магазин «ЭлектроДом» обустроен торговыми стеллажами, стоимость которых составляет 82.640 руб. каждый. Всего в магазине 3 таких стеллажа (82.640 руб. * 3 = 247.920 руб.). Амортизируя мебельное оборудование, Уткин использует принцип уменьшаемого остатка. Для торговых стеллажей установлен срок использования – 4 года. Мебель приобретена и установлена в июле 2016. Расчет суммы амортизации будет выглядеть так:
период | первоначальная стоимость | срок полезного использования | расчет остаточной стоимости | остаточная стоимость | расчет амортизации | сумма амортизации |
июль 2016 | 247.920 руб. | 48 мес. | 247.920 руб | 247.920 руб. | в месяц приобретения не начисляется | в месяц приобретения не начисляется |
август 2016 | 247.920 руб. | 48 мес. | 247.920 руб. — 247.920 руб. /48 мес. | 242.755 руб. | 247.920 руб. /48 мес. | 5.165 руб. |
сентябрь 2016 | 247.920 руб. | 48 мес. | 242.755 руб. — 242.755 руб. /48 мес. | 237.698 руб. | 242.755 руб. /48 мес. | 5.057 руб. |
Вопрос – ответ по теме амортизации при УСН
Вопрос: ИП Холодов применяет УСН и ежемесячно уменьшает налогооблагаемую прибыль за счет суммы амортизации. Какими документами Холодов должен подтверждать данные расходы?
Ответ: Подтверждением расходов в данном случае служат ведомости начисления амортизации. Документ составляется ежемесячно, в нем указывают первоначальную стоимость объектов ОС, сумму начисленного износа, остаточную стоимость, приводят расчет сумм отчислений на основании выбранного метода и исходя из срока использования согласно учетных документов.