Амортизация разного автотранспорта, стоимости и состояния не начисляется по единой схеме в документах налогового и бухгалтерского учета. Поэтому нужно разобраться в этом вопросе более детально. В данной статье будет рассмотрена амортизация автомобиля / машины и ее нормы.
Особенности амортизации различных типов автотехники
Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:
Легковой автомобиль | Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии |
Грузовой транспорт | Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа |
Автобус | Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса |
Трактора | Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы |
Строительная спецтехника | Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы |
Читайте также статью: → «Амортизация здания: особенности начисления и налогообложение»
Амортизация автомобиля / машины: норма амортизации
Эта величина зависит от класса техники:
Срок полезной службы транспорта
Показатель зависит от разновидности транспортного средства. Всего видов транспорта, подлежащего амортизации – 10. К автотранспорту относятся четыре категории:
Группа | Полезный срок | Относящийся к категории транспорт |
3 | 3–5 лет | Мототехника
Легковые авто Грузовой транспорт до 0,5 т |
4 | 5–7 лет | Спецавтомобили для лиц с ограниченными возможностями
Грузовой транспорт, фургоны, тягачи, самосвалы Автобусы малого класса (до 7,5 м) Автоцистерны Лесозаготовительный транспорт Прицепы для транспорта, грузоподъемностью менее восьми тонн |
5 | 7–10 лет | Легковые авто с двигателем более 3,5 л
Грузовики 5–15 тонн Пассажирский транспорт длиной до 12 м Спецавтомобили Троллейбусы |
6 | 10–15 лет | Техника с грузоподъемностью до 15 т
Автобусы суперкласса длиной от 16,5 м |
Важно! Полезный срок считается с пометкой «включительно». Если он составляет 5–7 лет, то седьмой год использования учитывается полностью.
Порядок исчисления амортизации
Важно придерживаться следующих правил:
- Начисление проводится каждый месяц, с того дня, когда техника начала эксплуатироваться.
- Прекращается процесс исчисления первого числа месяца, когда транспорт был списан или амортизирован.
- Если транспорт амортизирован, то его ОС равно нулю и не отображается в балансе.
Одним из самых простых способов расчета является метод по километражу в год. Учитываются все растраты на авто за год и делятся на величину годового километража. Так можно увидеть, во сколько обходится один километр пути. Однако для учета в бухгалтерии и налоговых документах применяются иные методы расчета амортизации. Читайте также статью: → «Амортизация сооружения: особенности начислений»
Способы расчета в бухгалтерском учете
Здесь используют четыре метода:
- Линейный.
- Списания стоимости согласно объему выпущенной продукции.
- Не линейный.
- Метод уменьшаемого остатка.
Выбрав один из вариантов, нужно придерживаться расчета по нему на протяжении срока службы определенной единицы автотехники.
Важно! Второй способ нельзя употреблять в отношении транспорта.
Линейный метод исчисления
Сначала нужно узнать норму амортизации:
- N = 1 : S х 100% (N – норма эксплуатации, S (в месяцах) – срок полезной работы).
После этого нужно умножить полученную величину на первоначальную цену автотранспорта. Пример расчета. ООО «Автотранспорт» приобрело грузовую «Газель» за 758 тыс. руб. Регистрация транспортной единицы в ГАИ обошлась 758 руб. Для бухучета цена в итоге составит 758 758 руб., а для налоговых документов осталась на уровне 758 000 руб. Время полезной работы «Газели» грузоподъемностью до 0,5 тонн составляет 5 лет (60 мес.). Норма амортизации авто: 1 : 60 х 100% = 1,7%.
Отсюда отражение в бухгалтерских документах: 758 758 х 1,7% = 12 899 руб., и в налоговом учете: 758 000 х 1,7% = 12 886 руб. – величина амортизации купленной «Газели»/месяц. Проводка:
- Дт 26 Кт02 –12 899 руб.
Нелинейный способ расчета
Величина нормы считается по формуле:
- N = 2 : S х 100% (N – норма амортизации, 2 – коэффициент ускорения, S (в месяцах) – срок полезной работы).
Алгоритм исчисления аналогичен предыдущему варианту, только амортизация считается не из величины базовой цены, по которой было куплено средство, а опираясь на итоговую стоимость, устанавливаемую в начале отчетного периода.
Важно! Нелинейный способ не действителен в отношении легковых машин и прочего транспорта с рекомендуемым сроком работы до трех лет.
Вычисление по уменьшаемому остатку
Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.
ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:
Год | Расчет | Ежегодная амортизация |
1 | 2 555 000 х 25% | 638 750 |
2 | (2 555 000 – 638 750) х 25% | 479 062, 5 |
3 | (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% | 359 296 |
4 | (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% | 269 472 |
5 | (2 555 000 –….– 269 472) х 25% | 201 933 |
6 | (2 555 000 –…. — 201 933) х 25% | 151 621 |
7 | (2 555 000 –….– 151 621) х 25% | 113 716 |
8 | (2 555 000 –….– 113 716) | 85 287 |
Итого | 2 299 137,5 |
Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.
Применение коэффициентов
Повышающий k (не выше 2) допускается использовать при использовании транспорта в агрессивных средах: токсичная пожаро-, взрывоопасная или иная обстановка. k=3 используется при:
- лизинге;
- эксплуатации транспортных средств в научной деятельности;
- работе техники, занятой в добыче углеводородных ископаемых на новом морском месторождении.
Для исчисления амортизации легкового транспорта (600 тыс. руб.) и микроавтобусов (800 тыс. руб.) применяется понижающий k – 0,5 (ст.259 НК РФ).
Важно! При работе транспорта третьей амортизационной категории этот коэффициент не применим.
Амортизация дорогого авто
Как следует из предыдущего пункта, амортизировать дорогостоящий автомобиль следует по специальной величине коэффициента – 0,5, отчего стоимость его приобретения будет списываться в 2 раза дольше. Такие нормы коэффициента действительны только для налоговой документации. Для бухгалтерской отчетности это не является обязанностью. До 2008 года дорогими считались авто от 300 тыс. руб. и автобусы от 400 тыс. руб. Если стоимость техники сегодня не превышает 600 тыс. и 800 тыс., ее владельцы должны считать амортизацию по k=0,5.
Налоговый учет
В налоговых документах два метода – линейный и нелинейный. Эти способы для одного средства одинаковые как для бухгалтерских, так и для налоговых документов. При этом расчеты все равно не будут совпадать, так как изначальная величина – цена авто будет различаться (в налоговом учете, например, не учитывается в первоначальной стоимости плата за регистрацию транспорта, а в бухучете прибавление этого платежа к начальной цене обязательно). Нелинейный способ употребляется для автотехники, к которой допустимо приложение повышенного k, а линейный – для всей остальной. Читайте также статью: → «Амортизация при УСН. Примеры, ответы на вопросы»
Проводки и их особенности
Для общего представления о процессе применяется счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная величина упоминается по Кт 02 в корреспонденции со счетами, учитывающими траты на производство. Если имущество сдается в аренду, то проводка такова:
- Дт 91 Кт 02.
При списании настоящая амортизационная сумма уходит со счета 02 в счет 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие»). Начисление амортизации:
- Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 44
Проводку проводят раз в месяц на основании расчетной ведомости.
Реконструированный или модернизированный транспорт
При обновлении транспорта время его полезного действия увеличивается. Но предприятие не правомочно делать его больше времени полезного пользования для автотранспорта соответствующей амортизационной категории. Если по итогам реконструкции цена автомобиля увеличилась, то амортизация делается по новой цене с учетом итоговой стоимости.
Амортизация автомобиля, бывшего в ремонте
Время нахождения транспорта в ремонтной мастерской не учитывается при исчислении амортизации, так как он в этот момент не используется по назначению. Если ремонт был не долгосрочным, в пределах нескольких дней, то вывод авто из эксплуатации не обязателен. Растраты, которые повлек за собой ремонт автомобиля, прибавляются как при модернизации к остаточной стоимости машины.
Амортизация при расконсервации транспорта
Если использование автомобиля было по какой-либо причине законсервировано на время до трех месяцев, то весь этот срок он не может амортизироваться. После расконсервации процесс исчисления амортизирующих сумм продолжается как обычно.
Важно! Срок эксплуатации авто увеличивается на продолжительность срока консервации.
Лизинг и его особенности
Для автомобилей, находящихся в аренде, применяется ускоренная амортизация – ее норма умножается на повышенный коэффициент от 1 до 3. Допустимо выбирать целые значения или дробные, например: 1,65, 2,35. Плюсами такого метода являются:
- уменьшение налога на доход на время финансовой аренды;
- уменьшение имущественного налога на объект лизинга;
- возможность выкупа авто после завершения договорного срока по наименьшей итоговой стоимости.
Порядок амортизации при выбытии
При выбытии автомобиля из собственности осуществляются следующие операции:
- Расчет остатка его стоимости = Начальная цена – начисленная амортизация.
- Списание величин амортизации: Дт 02 Кт 01.
- Списание остатка стоимости: Дт 91–2 Кт 01.
Операции при ликвидации транспорта
Если по причине износа автомобиля организация решила его ликвидировать, то действия бухгалтера напоминают прошлый алгоритм:
- Списание первоначальной цены: Дт 01 Кт 01.
- Уход начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01.
- Уход остаточной стоимости: Дт 91–2 Кт 01.
Амортизация при налоговых режимах
При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:
УСН | ЕНВД | ЕСХН |
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно | При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. | Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах |
Расчет износа по ОСАГО
Ущерб при наступлении страхового случая возмещается исходя из степени износа авто в этот момент. Независимая экспертиза высчитывает его по формуле:
- Иа = 100 × (1-e^(-(4 х В)/(20+4 х Г)), где
- Иа – износ авто;
- В – возраст транспортного средства;
- Е – натуральный логарифм;
- Г – гарантия изготовителя.
Постановка на учет ГИБДД
Ввод авто в эксплуатацию до дня его постановления на учет в дорожной инспекции запрещен. Амортизация на неэксплуатируемое средство начисляться тоже не может. Но считается, что на налоговый учет можно поставить автосредство не получив регистрации дорожной полиции, так как на пригодность авто к использованию документ о регистрации никак не влияет.
Распространенные ошибки, касающиеся амортизации
Самые распространенные ошибки:
- Учет автосредства в составе ОС только со дня ввода в пользование, а не со дня приобретения;
- Неправильно установленная начальная цена;
- Неверное определение срока применения и амортизационной категории;
- Нарушение правил учета расходов на обновление автотехники.
Амортизация автомобиля: актуальные вопросы
Вопрос №1: Какова продолжительность полезной службы пассажирской «Газели»?
Ответ: Транспорт принадлежит к амортизационному типу №4, срок эксплуатации составляет 5–7 лет.
Вопрос №2: Может ли наша фирма применять метод уменьшаемой остаточной суммы для налогового и бухучета при исчислении амортизации автобуса?
Ответ: Нет, в налоговых документах нельзя применять этот способ.
Вопрос №3: Какие требуются документы для расчета амортизационных сумм?
Ответ: Требуется только расчетная ведомость.
Вопрос №4: Один из наших погрузчиков нуждался в элементарном ремонте – все работы сделали за день. Нужно ли его по документам выводить и снова вводить в использование?
Ответ: Нет, при краткосрочном выбытии из эксплуатации такие меры не нужны.