Акты приема-передачи. Образцы и бланки 2024 года

Автор статьи

Амина С.

14 минут на чтение
1 349 просмотров
Содержание Содержание

На бухгалтерских и юридических форумах нередко задаются вопросы, касающиеся акта приемки-передачи. Их пользователей интересует, обязательно ли составлять этот документ, как его правильно оформить, для чего он вообще нужен, и многое другое. Все это действительно важно, ведь ошибки в этом вопросе могут стать для налоговиков основанием признать ничтожность операции. Соответственно, компания получит доначисление налогов и штрафы.

Когда могут понадобиться акты приема-передачи

Факт реализации участниками сделки положений договора (поставили товары, оказали услуги, завершили работы) подтверждается актом сдачи-приемки. Этот первичный документ оформляется как дополнение к договору. Он закрепляет собой следующие касающиеся сделки факты:

  • завершение оговоренных работ нанятой организацией (физлицом);
  • согласие нанимателя с тем, что работа выполнена на должном уровне, а также с переходом к нему права собственности на объект сделки.

Именно на основании подписанного акта (а не только договора) объект сделки оплачивается, и операция отражается в учете. Законодательно обязанность его составления предусмотрена только если задействованы следующие типы соглашений:

  1. Договор строительного подряда (ст.753 ГК РФ).
  2. Договор подряда (ст. 720 ГК РФ).

Для строительного бизнеса порядок документального оформления сделок строго регламентирован. В прочих ситуациях составление акта сдачи-приемки – право, но не обязанность сторон сделки. Оформление операции при этом может осуществляться посредством другого первичного документа. Если, конечно, в заключенном предварительно договоре отсутствует пункт об обязательном составлении именно акта. 

Несмотря на необязательность использования в документообороте акта для многих предпринимателей, на практике часто возникают споры с налоговиками при проверках, которые признают обоснованность признания операции в хозяйственной жизни компании, именно если есть акт выполненных работ, а не какие-либо иные документальные подтверждения.

Составление акта, главным образом, выгодно и самому предпринимателю. Он подтверждает выполнение условий сделки на достойном уровне и отсутствие в момент сдачи результатов труда каких-либо нареканий у заказчика.

Как правильно оформляются акты приема-передачи, законодательные требования

На законодательном уровне утверждены образцы актов для операций, осуществляемых строительно-монтажными компаниями. Это бланки форм КС-2 и КС-3. Они содержат поля, удобные для заполнения именно в строительном бизнесе.

Для представителей же других секторов экономики типовой внешний вид аналогичных бланков не предусмотрен. Важно понимать, что форма является первичным документом. Значит, она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к «первичке» в ст.9 Федерального закона № 402 ФЗ. Реквизиты, делающие ее полноценным основанием для признания операции в хозяйственной жизни фирмы, смотрите ниже:

№ п\п                Реквизит Комментарий
1 Название документа и его порядковый номер Форму необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете по порядку, контролирующие органы следят за тем, чтобы нумерация была сквозной 
2 Дата составления Для правильного отнесения операции к нужному периоду в учете
3 Реквизиты договора Для соотнесения акта с договором, по которому выполняются работы (поставляются товары, оказываются услуги)
4 Объект договора Полный список предоставляемых исполнителем продуктов/работ/услуг. Стоит расписать эти пункты детально – указать периоды выполнения, объемы работ и их цену, при использовании комплектующих нужно будет упомянуть их названия и стоимость. 
5 Отрезок времени, в который должны быть выполнены договорные условия  Предпочтительно указать даты начала и окончания исполнения обязательств перед заказчиком. Иногда проставляется дата, до которой заказчик должен успеть сделать свою работу.
6 Стоимость выполняемой работы Как отдельных ее элементов, так и общая. Указывается цифрами и прописью.
7 Подписи сторон сделки и сведения о них Должности, ФИО, при наличии — оттиски печатей

Важно! Стоимость объекта сделки в актах прописывается с НДС.

Пример. Расчет суммы для указания в акте приемки-сдачи.

Фирма-исполнитель оказала услуги. Общая их цена — 30 000 рублей. Для расчета суммы, которую укажут в акте, предъявленном второй стороне соглашения, необходимо:

  • рассчитать НДС: 30 000 р. х 20% = 6 000 рублей;
  • произвести сложение: 30 000 р. + 6 000 р. = 36 000 р.

Значит, в акте отразится сумма 36 000 рублей. Так же в нем будет выделена сумма НДС (6 000 рублей). Существуют отдельные случаи, когда указание НДС не требуется:

  • сторона сделки относится к законным неплательщикам НДС (например, находится на УСН);
  • осуществляемая операция относится к категории льготных, т.е. освобождена от налога;
  • объект договора – посреднические услуги и место их продажи — не РФ.

Помимо указанных выше обязательных пунктов рекомендуется указать в «теле» акта фразу о том, что результаты деятельности заказчика удовлетворяют, и он их принимает.

Удостоверяющий сдачу работы акт — документ двусторонний, составляемый в 2 экземплярах. Копия заказчика — это основание признания им расходов, копия исполнителя дает право принимать к учету доходы.  Бланк в идеале подписывается обоими участниками сделки.

Иногда случается так, что заказчик отмахивается от подписания. Исполнитель может предпринять следующее: скрепив документ своей подписью, проставить на нем визу, фиксирующую сам факт уклонения от подписания документа заказчиком.  Такой акт также обладает правовым статусом. В отдельных ситуациях дело доходит до судебной инстанции, и тогда подобное визирование оказывается как нельзя кстати.

«Иногда заказчик отказывается подтверждать качество и объем работ, не проставляя свою подпись. Если не получается договориться мирно, составляется претензия».

Черненко А.И., юрист по налогам

Выход для организаций, столкнувшихся с отказом клиента проставлять свою подпись – составление одностороннего акта (п.4 ст. 753 ГК РФ).  Рекомендуется также дополнить такой документ приложением, в котором стоит отразить все понесенные затраты и автоматическое согласие партнера с принятием результатов труда контрагента, в отсутствии в течение определенного времени претензий с его стороны. 

Если же заказчика не устраивает уровень исполнения обязательств перед ним, им обнаружены изъяны, несоответствия объекта сделки условиям договора, он вправе не проставлять свою подпись. Юристы советуют направлять исполняющей стороне претензию с перечнем дефектов и временных интервалов, в которые их необходимо устранить. 

Акты приема-передачи. Образцы и бланки 2024 года

Как уже было сказано, образцы актов, за исключением документов для строительного бизнеса, не регламентированы на законодательном уровне. Организация может сама разработать подходящую для нее форму и закрепить ее в учетной политике. При этом документ должен содержать все элементы, обязательные для первичных документов. Вот пример того, как может выглядеть самый простой бланк акта сдачи-приемки. 

                                        Акт № ___                                       от «____» _________________ 20 __ г.

                       о приемке выполненных работ

                               (оказанных услуг)

Исполнитель ___________________________________________________________________________________

Заказчик  ___________________________________________________________________________________

Наименование работы (услуги) Количество Ед. изм. Цена Сумма
Итого:
В том числе НДС (18%)
Всего (с учетом НДС)

Всего оказано услуг на сумму: ________________________________________________________________  рублей ___ коп.,

 в т.ч. НДС – ________________________________________________ рублей___ копеек.

Вышеперечисленные работы (услуги) выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг претензий не имеет.

             

Исполнитель _____________________                                         Заказчик ____________________

                                                   

                                    М.П.                                                                                                                М.П.

Многие организации заполнению подобной формы предпочитают «гибридный» ее вариант — универсальный передаточный документ, содержащий как элементы акта, так и части счета-фактуры. Его использование допустимо для компаний, работающих не в сфере строительства и монтажа. Плюс такого выбора – уменьшение объема документооборота.

Сдача-приемка строительно-монтажных работ

Сдача работ, выполняемых работающими в строительном секторе организациями, оформляется двумя регламентированными гражданским законодательством документами:

  • формой КС-2, содержащей итоговые результаты сделки;
  • справкой КС-3, составляемой на основании КС-2 – содержит сведения о цене каждого этапа работ нарастающим с начала года итогом.

Унифицированные бланки регламентированы Госкомстатом в Постановлении от 11 ноября 1999 № 100. Поля этих документов удобны для строительного бизнеса. Однако, если к сделке подключается третья сторона, использование бланков становится затруднительным, ведь они рассчитаны на двусторонние отношения. Тогда компания вольна разработать трехсторонний документ, в котором содержатся соответствующие реквизиты и предусмотрены места для подписей всех контрагентов.

Корректировочные акты приема-передачи (изменение условий договора)

Нередко в деловых коммуникациях происходят перемены. Чаще всего это рыночное изменение цен на товары и услуги либо несогласие заказчика с качеством объекта сделки. В такой ситуации необходимо:

  • составить дополнительное соглашение к договору с указанием изменившихся условий;
  • составить корректирующий акт.

Внимание! Не забудьте внести изменения во все документы пакета – накладные, счета-фактуры.

В акте-корректировке присутствуют следующие реквизиты:

  • номер и дата первоначального документа;
  • сведения об изменении стоимости объекта сделки с указанием причин этих перемен, подробное описание несоответствия, обнаруженного приемщиком работ уже после подписания основного акта;
  • скорректированную в связи с изменениями новую цену.

Особые случаи с контрагентами и актами выполненных работ

Отдельные случаи вызывают особенно много вопросов относительно составления актов выполненных работ и оказания услуг. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Сотрудничество с ИП. В документообороте ИП вполне может отсутствовать акт. Однако сотрудничающие с ним предприятия часто заинтересованы в подписании этой формы. Им хочется избежать споров с налоговиками, для которых часто отсутствие такого бланка – повод сомневаться в обоснованности признания операции в учете. Таким образом, ИП, если он заказчик, должен подписать документ исполнителя. Печать в этом случае не обязательна, так как ИП вправе работать без печати (Федеральный закон от 6 апреля 2015 № 82). 
  2. Приемка-передача работ физическими лицами. В этом случае в тексте акта указываются не реквизиты организаций, а паспортные данные физлиц.
  3. Сотрудничество с иностранным контрагентом. Здесь особое значение приобретает дата, ведь она:
  • определяет момент расчета курсов валют;
  • фиксирует время признания расходов;
  • представляет собой для органов валютного контроля момент заключительного этапа сделки.

Распространенные ошибки по теме «Акты приема-передачи. Образцы и бланки 2024 года» 

Ошибка: Бухгалтер принял к учету акт без подписи исполнителя. 

Ошибка состоит в том, что подпись заказчика может отсутствовать (что фиксируется подтверждающей факт уклонения визой), но подпись исполнителя нужна в любом случае. 

Ошибка: Компания оплатила услуги контрагента, а договор с ним предварительно не заключила. Обоснованием списания цены объекта сделки на расходы в этой ситуации стал акт, содержащий подписи обеих сторон.

Так поступать недопустимо. Любой контролирующий орган сочтет операцию, учтенную при наличии одного лишь акта, ничтожной. Необходимо предварительное заключение договора (соглашения). Без него организация получит штраф и доначисление налогов, ведь признание стоимости таких услуг в составе расходов фирмы неправомерно.

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “ Акты приема-передачи. Образцы и бланки 2024 года”

Вопрос: Заказчик ИП Свиридов подписал нам акт, но печатью не скрепил. Является ли такой документ обоснованием для признания операции в учете?

Ответ: ИП (с 2015 года и другие формы организаций при наличии соответствующих указаний в учредительных документах) могут работать без печати. Вы, как исполнитель, вправе попросить у контрагента письмо, подтверждающее отсутствие у него печати. Это предупредит вопросы контролирующих органов при проверке.

Вопрос: Наша компания предоставляет услуги в сфере перевозки грузов. Обязаны ли мы составлять к договору акт выполненных работ?

Ответ: Вы не оказываете услуги строительно-монтажного характера, а, значит, не обязаны использовать в своем документообороте акт. Поэтому выполнение работ для целей учета допустимо оформлять любым другим передаточным документом. В вашем случае, это товарно-транспортная накладная.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи