Некоторые виды закупок проводят с учетом индивидуальных условий. Они перечислены в седьмой главе Федерального закона, зарегистрированного под номером 44 в 2013 году. Все дело в том, что специфичный предмет договора требует особенного подхода. Именно поэтому Правительством РФ было принято решение об уточнении некоторых характерностей.
Энергосервисный договор
Энергосервисный договор (далее ЭСД) представляет собой соглашение между двумя сторонами, заключенное в результате проведения госзакупки, предметом которого выступают работы, связанные с экономией и повышением эффективности ресурсов. В число последних включают ЖКУ, а также поставку топлива, угля, мазута, необходимого для выработки энергии.
Причем ЭСД заключают отдельно от договора, связанного с поставкой ЖКУ и энергоресурсов в соответствии с действующим российским законодательством в сфере закупок, с учетом перечисленных ниже особенностей:
- Начальная цена, указываемая в конкурсной документации, устанавливается исходя из затрат поставщика за предыдущий период. Кроме стоимости отражают одно из условий, прописанных в третьей части статьи 108 Ф-44.
- Выбор поставщика по ЭСД производится любым методом, предусмотренным законом о закупочной деятельности, в том числе при помощи запроса котировок, конкурса или аукциона. Победителем объявляется тот, кто сделал самое выгодное с экономической точки зрения предложение.
- В дальнейшем ЭСД заключается по стоимости, получаемой в фиксированном размере, определенном как процент экономии между оплатой работ поставщику и его затратами на их выполнение.
- Кроме стоимостной оценки, в договор включают натуральное выражение экономии по каждому ресурсу.
- Перед заключением договора, потенциальный исполнитель обязан оплатить обеспечение. Его размер составляет от 5 до 30% от объема экономии.
Надо отметить, что отдельные условия ЭСД регламентирует Правительство РФ. В их число входят условия исполнения соглашения, оплата договора, особенности определения цены и др.
Госконтракт на услуги связи
Госконтракт на услуги связи, необходимые для обеспечения национальной безопасности, правопорядка и обороны страны заключается с победителем торгов. Если закупку признали несостоявшейся, то заказчик вправе организовать повторный конкурс, либо направить Правительству РФ обращение с просьбой возложить обязанности по предоставлению услуг связи на конкретного оператора.
Важно! Поставщик услуг связи в обязательном порядке должен иметь лицензию. Цена договора не может превышать максимальную стоимость согласно конкурсной документации.
Если на компанию, поставляющую услуги связи, Правительство РФ возложило обязанность заключить госконтракт, то оператор не имеет права отказаться от предложения.
Закупки по решению Правительства РФ
Правительство РФ вправе:
- вносить изменения в ранее заключенный договор, которые не касаются его предмета;
- регламентировать новый метод выбора исполнителя, который не предусмотрен действующим законодательством;
- определять технологические и экономические преимущества;
- создавать дополнительные встречные обязательства;
- вводить новые условия исполнения договора.
Если Правительство РФ приняло решение об установлении особенностей заключения и исполнения договора, то действия осуществляются с применением норм ФЗ-44 и соответствующего НПА, разработанного Правительством.
Закупки у иностранного поставщика
Закупки у иностранного поставщика с целью приобретения предметов для нужд заказчика, работающего за пределами РФ, проводятся с некоторыми особенностями.
Заказчик имеет право не руководствоваться некоторыми положениями ФЗ-44, указанными в статье 111.1 указанного закона, не размещать сведения в ЕИС и не просить от поставщика обеспечения договора.
Важно! Между тем, Правительством РФ устанавливается перечень поставщиков, с кем заключают соглашение и специфику проведения закупок.
Другие закупки и специфика заключения договоров
Все специфичные условия заключения договоров по отдельным предметам перечислены в седьмой главе Фз-44.
Специфическое условие | Дополнение | Статья / часть / пункт |
По некоторым товарам, входящих в гособоронный заказ, потенциальный исполнитель не может отказаться от заключения договора. | Перечень таких предметов устанавливает Правительство РФ. Цену регламентирует статья 22 ФЗ-44. | 110 / 1 |
Отказаться от соглашения не имеют права доминирующие компании и фирмы, в которых гособоронный заказ составляет более 70%. | Предметом договора выступают ценности, которые транспортируют в госрезерв. | 110 / 2 |
Если государство выступает в качестве заказчика на создание культурных архитектурных объектов, например статуй, парков, то оно вправе использовать проект несколько раз. | Согласие автора проекта на его повторное использование не требуется. | 110 / 1 / 2 |
Кредитор, выдавший госкредит при нарушении условий договора вправе обратиться с требованием к Центробанку. | Обязанность по уплате кредита может перейти ЦБ РФ. | 111 / 2 |
Правительство РФ имеет право определять дополнительные или отдельные условия заключения СИД (расшифровка – специальный инвестиционный договор).
- СИД – это контракт, заключенный федеральными властями РФ с инвестором, предметом которого выступает производство, осваиваемое, создаваемое или видоизменяется в России.
Причем сумма вложений по такому договору должна быть выше трех млрд рублей. Исключением является заключение СИД с производителем продукции, включенного в реестр оборонно-промышленных организаций. Тогда минимальная сумма контракта может составлять 750 млн руб.
Правительство РФ разрабатывает отдельный НПА, регламентирующий условия заключения гос. договора, которым предусмотрены встречные инвестиционные обязательства по воспроизведению, видоизменению либо созданию производственного процесса продукции, необходимой для удовлетворения государственных потребностей, на территории РФ.
Полный перечень устанавливаемых федеральными властями РФ условий, включаемых в госконтракт, перечислен в статье 111.4 ФЗ-44, принятого в 2013 году.