Положениями ФЗ-44, которые определяются механизм функционирования контрактной системы государственных закупок, регламентировано такое понятие, как финансовое обеспечение заявки на исполнение контракта.
Когда обеспечение заявки обязательно?
В первой части ст. 44 ФЗ-44 сказано, что государственная закупка в обязательном порядке должна быть финансово обеспечена, если в качестве метода определения победителя тендера на исполнение контракта был выбран электронный аукцион или конкурсный отбор открытого типа.
Причем для электронного аукциона обеспечение может выполняться только посредством размещения денежных средств на специально созданном счету, который замораживается до момента исполнения закупки. Однако для конкурсного отбора обеспечение может выполняться и посредством размещения денег на счету, и с помощью оформления банковской гарантии.
Сумма обеспечения заявки на участие в государственной закупке
Правила и условия расчета суммы денежных средств, необходимой для финансового обеспечения заявки на исполнение государственной закупки, представлены в таблице:
Значение начальной максимальной цены контракта, установленное заказчиком | Необходимая сумма финансового обеспечения (процент от фактической стоимости контракта) |
Менее 1 млн. руб. | Обязательное финансовое обеспечение не требуется. |
От 1 млн. до 20 млн. руб. | 0,5-1% |
Свыше 20 млн. руб. | 0,5-5% |
Свыше 20 млн. руб. если участником государственной закупки является государственное учреждение уголовно-исполнительной системы, организация, представляющая собой субъект малого предпринимательства или социально-ориентированную некоммерческую фирму, а также какое-либо объединение граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. | 0,5-2% |
На Заметку: Если начальная максимальная цена государственной контрактной закупки принимает значение ровно в 20 млн. руб., то финансовое обеспечение будет равняться 0,5-1% от фактической суммы контракта.
Решение об установлении итогового процента обеспечения госзаказа принимается государственным учреждением в ходе составления, верификации и публикации контракта, на основании таких факторов, как:
- количество ранее успешно выполненных государственных заказов исполнителем;
- существующие факторы риска, например, высокая сложность работ или поставка хрупкого технически сложного товара и т. д.;
- уровень капитализации исполнителя и т. д.
Открыть специальный счет для размещения финансового обеспечения контрактной закупки можно в любом банке с капитализацией свыше 20 млн. руб., который не является офшорной организацией и имеет все необходимые лицензии и разрешения на ведение деятельности на территории Российской Федерации.
Пополнить открытый спец. счет можно:
- собственными денежными средствами потенциального исполнителя государственной закупки;
- за счет займов, полученных у сторонних кредиторов, не принимающих участие в государственной закупке.
Как возвращаются средства финансового обеспечения участнику процесса закупки?
Срок возврата денежных средств, ранее отданных под финансовое обеспечение заявки на исполнение государственной контрактной закупки составляет:
- не более пяти рабочих дней — если победитель тендера определялся с помощью электронного аукциона;
- не более одного рабочего дня — если победитель тендера определялся посредством конкурсного отбора.
Отсчет указанных периодов начинается с момента, когда:
- заказчик отозвал определение о выборе поставщика/подрядчика/исполнителя, с которым должен был быть заключен контракт на проведение государственной закупки;
- заказчик отозвал извещение о готовящейся закупке до момента истечения регламентированного периода сбора предложений от кандидатов на исполнение заказа;
- заявка на участие в государственной закупке была подана позже даты окончания принятия предложений от кандидатов;
- заявка на участие от кандидата была отклонена в ходе конкурсного отбора;
- кандидат на исполнение закупки зарегистрировался в качестве участника электронного аукциона, однако не производил торги;
- кандидату было отказано в заключении контракта на исполнение государственной закупки на основании решения уполномоченных контрольно-надзорных органов или какого-либо другого учреждения исполнительной власти.
Указанные сроки возврата касаются только тех поставщиков, подрядчиков и исполнителей, предложения на участие в закупке от которых было отклонены заказчиков. Та организация, которая выиграла аукцион или конкурсный отбор, получает возврат денежных средств не позднее, чем через один рабочий день с даты заключения контракта на выполнение заказа.
Ответственность заказчика и банка за несвоевременный возврат денежных средств
Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или граждан, ведущий профессиональную деятельность в статусе самозанятого не стал победителем тендера на проведение государственной закупки, но при этом не получил свои денежные средства обратно в регламентированный срок, то ответственная за задержку сторона (заказчик в лице государственного учреждения или банковская организация) будет привлечен к административной ответственности.
Помимо этого участник вопроса, по чьей вине возникла задержка разморозки денежных средств со счета финансового обеспечения заявки на участие в закупке, будет должен дополнительно выплатить исполнителю неустойку. Ее размер составляет 1/300 часть актуальной на момент возникновения просрочки ключевой ставки рефинансирования от размещенного на счете обеспечения, установленной Центральным Банком РФ, за каждые сутки задержки сверх регламентированного периода.
Например, при ставке рефинансирования в 2024 году в размере 7,5% и сумме финансового обеспечения закупки в 1 млн. 500 тыс. руб., в случае 10 дневной задержки разморозки денежных средств участник закупки, виновный в срыве регламентированных сроков, помимо полного возврата также будет должен выплатить неустойку в размере:
1 500 000 * 0,075 / 300 * 10 = 3 тыс. 750 руб.
В каких случаях финансовое обеспечение не подлежит возврату?
По актуальным данным на конец 2024 года существует только две ситуации, при которых потенциальный поставщик/подрядчик/исполнитель не получает обратно свои денежные средства, размещенные на специальном счете в банке для финансового обеспечения заявки на проведение государственной закупки, даже в том случае, если с ним не был заключен контракт. К таковым относятся случаи, когда:
- Организация, индивидуальный предприниматель или самозанятый гражданин был внесен в состав реестра недобросовестных исполнителей.
- Организация, индивидуальный предприниматель или самозанятый гражданин в течение шести календарных месяцев подал три и больше заявки на проведение государственной закупки, которые были отклонены к рассмотрению.
На Заметку: Под отклонение заявки к рассмотрению понимает ситуация, когда предложение кандидата именно не было передано в обработку. Ситуация, когда организация просто не стала победителем тендера не считается таковой.
В обоих их двух случаев денежные средства финансового обеспечения направляются сразу в бюджет уровня, соответствующего уровню закупки (федеральный, региональный или муниципальный). Заказчик их не получает.
Возвращается ли финансовое обеспечение по полученной банковской гарантии?
Банковская гарантия — это страховка обязательств поставщика на участие в государственной закупке. В отличие от обычного финансового обеспечения здесь гарантию сохранения денежных средств представляет не сам кандидат, а соответствующая требованиям банковская организация. Поставщик же оплачивает ее услуги отдельно.
В результате происходит следующее:
- банковская организация не возвращает исполнителю сумму страхового взноса, уплаченную им для создания гарантии независимо от того, был ли заключен с ним контракт на проведение государственной закупки или нет;
- банковская организация выплачивает страховую премию поставщику в размере, установленном правилами финансового обеспечения, если кандидат, выигравший тендер, отказался от заключения контракта на проведение государственной закупки.
Подробно ознакомиться с вышеизложенной информацией можно в содержании ст. 44 ФЗ-44.
⇐ 28. Как изменить или отозвать заявку на госзакупках
30. Возможны ли переговоры между участниками госзакупки до конкурса ⇒