Отопление является одной из самых дорогостоящих услуг ЖКХ. Случается, что коммунальщики сознательно нарушают правила расчета, увеличивая платеж для жильцов многоквартирных домов. Рассмотрим два случая, когда плату за отопление берут незаконно.
1. В подъезде нет батарей
Формулы вычисления оплаты за отопительные услуги не учитывают факт наличия или отсутствия батарей в подъезде. Поэтому владельцам жилья выставляли счета за отопление общедомового имущества в любом случае:
- и при наличии отопительный приборов в подъезде,
- и без них.
Во втором случае, у жильцов часто возникали претензии относительно начисления оплаты. Но добиться перерасчета через суд им не удавалось. Подобное продолжалось до тех пор, пока одно из разбирательств не попало в Конституционный суд.
Суд постановил, что действия коммунальных служб нарушают права граждан, так как они обязывают собственников жилья, переведенных на индивидуальное отопление, вносить оплату еще и за отопление общедомового имущества, а при этом в подъезде отсутствуют батареи. Подобной позиции суд может придерживаться и в других спорных ситуациях, например, когда квартиры подключены к центральной системе отопления, но подъезд отдельно не отапливается. В этом случае жильцам также следует попробовать оспорить сумму платежа.
2. Оплата за летний период
Еще одна спорная ситуация возникает в случае начисления оплаты за летний период, хотя батареи при этом не греют.
Утвержденные правила устанавливают 2 варианта расчета оплаты за отопление: начисление платежей происходит только за месяцы отопительного сезона, или они выставляются в течение года для равномерного распределения финансовой нагрузки.
Какой вариант будет выбран в конкретном субъекте РФ — определяют местные власти. Но даже если используется второй вариант, взимание платы за летний период не во всех случаях правомерно. Так, при наличии общедомового счетчика тепла, жильцы в принципе не могут оплачивать отопление летом. Для расчета используют показания прибора — а они не меняются, если батареи холодные.
Расчет оплаты за отопление осуществляется по среднемесячным показаниям счетчика за прошлый год и выставляется равными платежами в течение текущего года. Затем после снятия показаний счетчика по итогам года совершается корректировка прошлогодних счетов.
Но если общедомовой счетчик выходит из строя, ситуация меняется. Первые 3 месяца оплата будет начислена по средним показаниям, а затем по действующим нормативам потребления. Однако нельзя начислять плату за летний период, если норматив потребления в субъекте установлен только для отопительного сезона.
Так, в суд, обратились жители многоквартирного дома, указав, что два года им начисляли оплату за отопление по нормативам, в том числе и за летний период, пока счетчик был неисправен. При этом в регионе нормативы потребления были установлены только на отопительный период. Суд обязал коммунальщиков осуществить перерасчет.