Виды инвентаризации в бухгалтерскому учете

Ведение грамотного бухгалтерского учета предполагает не только документальное оформление всех происходящих в организации всех финансово-хозяйственных операций, но и проведение инвентаризационных мероприятий. Этот процесс представляет собой сопоставление данных, отображенных в бухгалтерском учете, с фактической информацией наличия и состояния имущества предприятия. Такая процедура позволяет в более полной мере контролировать имеющиеся ресурсы и вовремя обнаруживать расхождения или неточности бухучета, а также факты мошеннических действий со стороны назначенных материально-ответственных лиц. В данной статье мы рассмотрим виды инвентаризации в бухгалтерском учете.

Сущность, цель и задачи проверки

Сущность инвентаризации состоит в том, что это процесс, предполагающий фактический подсчет и анализ имеющихся в компании различных материальных ценностей. Указанное мероприятие можно считать способом контроля над хранением и использованием ресурсов компании, а также выявления моментов недостоверного отражения операций в бухгалтерском учете.

Основной целью инвентаризации принято считать выявление упущений, ошибок и неточностей в бухучете, повышение качества складского учета и контроль над действиями бухгалтеров и кладовщиков.

В соответствии с этим следует выделить основные задачи данного процесса, заключающиеся в таких пунктах, как:

  1. составление списка материальных ресурсов и их наличного количества в натуральных единицах;
  2. проверка достоверности отражения всех манипуляций в бухучете;
  3. сличение практических и учетных данных;
  4. выявление ошибок, неточностей или умышленного искажения бухгалтерской информации.

Необходимость проведения инвентаризации

Как и любой вид учета, инвентаризационная деятельность имеет определенную необходимость осуществления, поскольку она позволяет сопоставить и выявить какие-либо расхождения между действительным наличием материальных ценностей с той информацией, которая отображается в бухгалтерском учете. При этом в большинстве случаев инвентаризация предполагает сплошную перепись ценностей по их видовой принадлежности и количественное выражение в натуральных показателях.

Основной направленностью процесса инвентаризации является выявление несоответствия между учетными и наличными данными, и такие неточности могут возникать по нескольким причинам. К ним следует отнести:

  • ошибки сотрудников бухгалтерии при учете материального имущества;
  • ошибки кладовщиков при принятии на склад материалов или готовых товаров и их списании;
  • ошибки кассиров при оформлении приходных и расходных кассовых ордеров, иных бланков отчетности и пересчете денежных средств;
  • неправильная постановка бухгалтерского учета на первоначальном этапе;
  • сбои в автоматизированной системе учета;
  • непреднамеренное, а также умышленное причинение вреда имуществу;
  • умышленное хищение или кража материальных ценностей.

Инвентаризация необходима как в случаях непреднамеренного искажения информации о материальных ценностях в осуществляемом бухгалтерском учете, так и для выявления умышленных действий по хищению имущества компании. По этой причине инвентаризации выделяется важная роль, ведь с ее помощью имеется возможность найти неточности в учете или же обнаружить неправомерные действия сотрудников, ответственных за хранение.

Ревизия в непременном порядке необходима к проведению при наступлении определенных моментов хозяйствования, а именно:

Момент Комментарий
Реорганизация или ликвидация компании В процессе осуществления указанных мероприятий
До формирования годовой отчетности Касается имущества, ревизируемого ранее 1 октября отчетного года
Смена сотрудников Проводится в день приема-передачи имущества
Раскрытие моментов кражи или порчи имущества Осуществляется незамедлительно при установлении указанных моментов
Непредвиденная негативная ситуация Проводится сразу же при наличии возможности

Виды инвентаризации в зависимости от объекта

В связи с тем, что разнообразие типов материальных ценностей достаточно обширно, и видов инвентаризации также огромное количество. К примеру, она могут быть связаны с проверкой наличия финансов, обязательств или же сырья и материалов, а потому необходимо выделить следующие виды инвентаризации и их назначение

Вид инвентаризации Назначение
→  основных средств Проверяется состояние основных средств и наличие всей необходимой технической документации по ним (см. → инвентаризация основных средств)
→ нематериальных активов Контролируется наличие необходимой документации на нематериальные активы и правильность их отражения по счетам бухгалтерского учета (см. → как проходит инвентаризация нематериальных активов)
→ денежных средств Предполагает проверку финансовых документов движения денежных средств и их фактическое наличие в кассе или на расчетных счетах (см. → как проходит инвентаризация средств в кассе)
→ финансовых обязательств Контролируется порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, финансово-кредитными учреждениями, а также прочими дебиторами и кредиторами (см. → как проходит инвентаризация дебиторской задолженности, → как проходит инвентаризация кредиторской задолженности)
→ сырья и материалов Производится сличение остатков сырья и материалов по бухгалтерскому учету и их фактического наличия на складах (см. → как проходит инвентаризация материалов)
→ товаров и готовой продукции Проверяется фактическое количество единиц готовой продукции и осуществляется сопоставление этой информации с фактическими данными

Классификация инвентаризации по иным характеристикам

Инвентаризация классифицируется и по другим признакам, а именно:

1.в зависимости от периодичности проведения:

  • плановая, проводимая на основе графика инвентаризаций, разработанного и утвержденного в организации;
  • внеплановая, осуществляемая внезапно с целью выявления мошеннических действий со стороны сотрудников предприятия;

2. от полноты охвата объектов проверки:

  • полная, охватывающая все имеющиеся материальные ценности;
  • выборочная (частичная), связанная с проверкой наличия материальных ресурсов по конкретному участку учета;

3. по методике проведения:

  • натуральная, предполагающая пересчет количества материальных ценностей;
  • документальная, основанная на изучении документации по всему имуществу.

Порядок проведения инвентаризации

Перед проведением инвентаризации создается приказ по организации, в котором указываются все основные пункты данного мероприятия. К ним относятся:

Пункт Комментарий
Причина проведения инвентаризации Не обязателен
Срок проведения инвентаризации Обязателен
Вид материальных ценностей Обязателен
Председатель и члены рабочей комиссии Обязателен

Что касается инвентаризационной комиссии, то она создается в обязательном порядке, о чем указано в нормативных документах. Именно данная ревизионная комиссия проводит непосредственную проверку и контроль, фиксируя фактическое наличие имущества в компании и соответствие этих значений данным проводимого бухучета.

Важно понимать, что инвентаризационная комиссия не просто переписывает наименования и количества имущества, имеющегося в наличии у предприятия. В ее обязанности входит более широкий спектр действий, к которым относятся проверка документов на ценности (накладные, счета-фактуры, договоры, акты), соответствие информации в них фактической ситуации, выявление и анализ причин списания ценностей, определение действительных возможностей использования каких-либо отходов деятельности. Кроме того, в ее обязанности входит составление всей необходимой документации по инвентаризации, и главным документом является инвентаризационная опись. В ней фиксируется наименование предприятия и его структурного подразделения, основание для проверки, вид контролируемого имущества, расписка материально-ответственного лица об оприходовании и списании всего имущества, графы для заполнения данных о наличии, строки для подписей председателя и членов комиссии.

Этапы и последовательность проведения инвентаризации

Последовательность осуществления инвентаризационных мероприятий предполагает осуществление определенных этапов проверки, к которым относятся:

  1. подготовительный — предполагает издание приказа, формирование инвентаризационной комиссии, установление сроков реализации мероприятия;
  2. фактический — подразумевает проведение непосредственной проверки, то есть взвешивания, подсчета и переписи всех материальных ценностей и составление инвентаризационной описи;
  3. обрабатывающий — предполагает сопоставление данных в описях с информацией бухгалтерского учета, формирование сличительной ведомости и анализ выявленных отклонений;
  4. заключительный — в ходе которого комиссия оформляет все результаты инвентаризаци.

Использование результатов инвентаризации. Бухгалтерские проводки

Если в результате инвентаризационной проверки выявлены какие-либо расхождения между учетными и фактическими данными, они должны быть отражены в бухгалтерском учете, поскольку инвентаризация — это такой же факт хозяйственной деятельности, подлежащий строгой фиксации. При такой постановке вопроса в учете необходимо создать проводки, которые, к примеру, при инвентаризации сырья, запасов и материалов оформляются следующим образом:

при выявлении излишек материальных ценностей

Дебет 10 Кредит 91/1 — оприходование излишков

при недостаче материальных ценностей, когда виновное лицо не найдено

Дебет 94 Кредит 10 — отражение недостачи сырья и материалов

Дебет 20 (23, 26) Кредит 94 — списание недостачи на затраты производства

Дебет 44 Кредит 94 — списание недостачи на затраты на продажу

Дебет 91/2 Кредит 94 — списание недостачи на прочие расходы

при недостаче материальных ценностей, когда виновное лицо установлено

Дебет 73 Кредит 94

Дебет 70 Кредит 73 — удержание недостачи из зарплаты виновного лица

Дебет 50 Кредит 73 — возмещена недостача внесением денежных средств виновным лицом в кассу организации

Ответы на актуальные вопросы по инвентаризации

Вопрос №1. Каким образом возложить обязанность по хранению материальных ценностей на сотрудников, имеющих материальную ответственность?

С ними (как обязательная процедура) должен быть оформлен договор о возложении полной либо коллективной материальной ответственности, содержащий сведения о том, за какое именно имущество они отвечают.

Вопрос №2. Что делать, если при инвентаризации выявлена недостача, а установленное виновное лицо скрывается?

Для его розыска и привлечения к ответственности необходимо подать заявление в полицию, а затем по результатам ее деятельности обратить в суд с иском о возмещении понесенного ущерба.

Вопрос №3. Как поступить, если при увольнении материально-ответственного лица запланирована инвентаризация, а сотрудник находится на больничном?

Необходимо предупредить работника о том, что если в по итогам ревизии будет выявлена недостача, то он обязан будет ее возместить. При отказе сотрудника восполнять недостачу работодатель имеет право в течение года подать иск в суд о возмещении материального ущерба, даже при условии, что материально-ответственное лицо на тот момент будет уволено.

Вопрос №4. Можно ли уволить сотрудника, если в ходе инвентаризации выявлены разногласия, то есть излишек или недостача материальных ресурсов?

При обеих ситуациях работодатель имеет законное право уволить сотрудника на основании утраты определенной степени доверия к нему (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). При этом необходимо понимать, что факт виновности сотрудника должен быть полностью доказан, а также работодатель не имеет законного права уволить по этой статье беременную женщину.

Вопрос №5. Как списать сумму недостачи финансовых средств, если виновное лицо установлено, но организация не имеет к нему никаких претензий и не планирует подавать иск о возмещении ущерба?

Такую недостачу необходимо списывать таким же образом, как и при не установлении виновного лица. При этом руководитель должен издать приказ о списании недостачи денежных средств на финансовый результат деятельности организации.

1441897143_award_star_gold_2Спасибо, что читаете нас!

Поделитесь ссылкой на наш сайт своим друзьям в соцмедиа!