Консервация основных средств

Необходимость систематически использовать в хозяйственной деятельности все основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, не всегда экономически оправдана. Некоторые средства труда предназначены для сезонных работ, некоторые простаивают по причине окончания или замораживания проекта. Зачастую производственные мощности предприятия не востребованы в полном объеме в период экономического кризиса и снижения объемов производства. В таких случаях разумным решением будет перевод на консервацию того имущества, которое временно невыгодно или невозможно эксплуатировать по различным причинам. При этом следует разобраться в правилах бухгалтерского и налогового учета, у которых есть определенные нюансы.

Что такое консервация?

Под консервацией понимают комплекс действий по длительному хранению имущества, в частности основных средств, при прекращении, сокращении, смены производственно-хозяйственной деятельности предприятием с возможностью их эксплуатации в дальнейшем, если изменятся условия. Консервация обоснована, когда эксплуатация основных фондов временно в силу не приносит субъекту хозяйствования экономической выгоды. Период времени, на который можно законсервировать объекты, не может составлять более 3 лет.

Перед тем, как начать процедуру, следует составить проект, основанный на рекомендациях комиссии.

Как это сделать?

Руководитель организации или исполнительные органы власти принимают решение о целесообразности и необходимости консервации. Это отражается в приказе. Этим же документом закрепляется состав комиссии, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с консервацией.

Решение руководства хозяйствующего субъекта должно быть подкреплено технико-экономическим обоснованием того, что основные средства далее использовать экономически нецелесообразно. В дополнение к обоснованию специально созданной комиссией необходимо разработать проект консервации. Затем комиссия составляет акт о временном выводе основных средств из эксплуатации и их консервации. Его должны подписать все ее члены и материально-ответственные лица, за которыми числятся это имущество.

Какими документами оформить?

Документальное оформление процесса консервации имущества имеет следующие особенности:

  • приказ руководителя должен содержать сведения о причинах, периоде консервации, составе комиссии, ответственной за это действие, а также перечень сотрудников, ответственных за сохранность объекта во время консервации;
  • акт перевода основного средства на консервацию не имеет какой-либо унифицированной формы, поэтому предприятию необходимо разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике;
  • на предприятии необходимо разработать форму акта расконсервации, который понадобится, когда период консервации завершится.

Амортизация. Особенности начисления

Расчет износа объектов основных фондов, переведенным на консервацию, имеет определенные особенности. Алгоритм зависит от того, на какой срок запланирована консервация имущества. Если по плану этот период не более трех месяцев, то нужно продолжать начислять износ в обычном порядке. Приостановить его начисление следует лишь в том случае, если консервация имущества запланирована на более продолжительный срок. После того, как объект после консервации снова будет введен в эксплуатацию, процедура начисления износа возобновится.

Для бухгалтерского учета законсервированных основных фондов необходимо учитывать следующую особенность. Длительность консервации имущества не влияет на срок его полезного использования. После того, как законсервированные объекты снова будут введены в эксплуатацию, амортизация будет начисляться до того, как полностью не будет погашена его стоимость.

Период прекращения и восстановления начисления амортизации

Период, с которого прекращаются или, наоборот, восстанавливаются амортизационные отчисления, в бухгалтерском учете организация определяет по своему усмотрению. Но выбранный способ обязательно должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Законодательство не содержит конкретных указаний, когда следует прекратить или возобновить рассчитывать износ имущества после консервации.

Варианты начисления амортизации основных средств на консервации

Срок прекращения начисления износа Срок возобновления начисления
1 вариант в том месяце, когда имущество было переведено на консервацию в том месяце, когда имущество было расконсервировано
2 вариант в месяце, следующем за датой консервации имущества  в месяце, следующем за тем, когда объект был расконсервирован

Делая выбор в пользу того или иного способа начисления, следует учесть, что удобнее, когда бухгалтерский и налоговый учет на предприятии максимально приближены друг к другу. Чтобы впоследствии не образовывались временные разницы, правила расчета износа имущества в бухгалтерском учете должны быть такими же, как и для исчисления платежей по налогу на прибыль, то есть по второму варианту таблицы.

Бухгалтерский учет основных средств

Каждая организация должна осуществлять учет основных фондов по их использованию. Следует отражать отдельно стоимость имущества, находящегося в эксплуатации, на консервации или в резерве. Объекты, законсервированные более чем на 3 месяца, учитывают на специальном субсчете счета 01.

Дт01 «Основные средства на консервации» Кт01 «Основные средства в эксплуатации» — на первоначальную стоимость законсервированного имущества;

Дт01 «Основное средство в эксплуатации» Кт01 «Основное средство на консервации» — на первоначальную стоимость расконсервированного имущества

Перевод основных фондов на консервацию, а также содержание их в этот период, потребует определенных расходов. Такие затраты учитывают на счете 91/2 «Прочие расходы».

Дт91/2 Кт10, 23, 60, 69, 70 – на сумму расходов по консервации основного средства

Пример 1. В соответствии с приказом директора предприятия холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей переведена на консервацию с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Учетной политикой предусмотрено, что износ перестает начисляться с месяца, следующего за датой консервации, и возобновляется также в следующем месяце после ввода в эксплуатацию. В процессе процедуры консервации израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
01 01 700000 Переведена холодильная установка на консервацию
91/2 10 2000 На сумму израсходованных материалов при консервации имущества
91/2 70,69 6000 На сумму заработной платы и платежей из нее, начисленных работникам за консервацию объекта
20, 23 02 10000 Начисление амортизации с мая. На период консервации начисления не производятся

Налоговый учет при консервации основных средств

Налог на прибыль

Расходы по консервации имущества возможно учитывать по-разному. Порядок их учета зависит от области применения имущества.

Если оно применяется для производства продукции, то подобные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Если предприятием применяется метод начисления, то базу следует уменьшить в том налоговом периоде, к которым они относятся. Например:

  • издержки, образовавшиеся в процессе консервации или расконсервации имущества, снижают налоговую базу того периода, в котором они были произведены. Ориентироваться следует по дате подписания акта перевода основного средства на консервацию;
  • издержки, возникающие при содержании законсервированного имущества, учитывают по мере их возникновения, то есть подписания соответствующих первичных документов.

Если же хозяйствующим субъектом используется кассовый метод учета, то для уменьшения налогооблагаемой базы применяются вышеизложенные требования с дополнительным условием – все расходы должны быть не только подтверждены документами, но и оплачены.

В случае использования имущества в непроизводственной сфере, расходы, связанные с его консервацией, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример 2. По приказу директора холодильная установка первоначальной стоимостью 700000 рублей законсервирована с 02 сентября 2015 г. по 02 апреля 2016г. Все операции, которые проводятся этим субъектом хозяйствования, облагаются НДС. В процессе процедуры консервации в сентябре израсходованы материалы на 2000 рублей, начислена заработная плата, включая налоги – 6000 рублей. Величина амортизации за месяц составляет 10000 рублей.

В апреле 2015г. бухгалтер предприятия может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на 8000 рублей (6000+2000). Кроме того, начиная с мая 2016 г. налогооблагаемая база ежемесячно будет уменьшаться на сумму амортизации (10000 рублей).

НДС при консервации основных средств

При консервации основного средства входной НДС не требуется восстанавливать. Но в некоторых случаях может возникнуть такая необходимость:

  • если законсервированное имущество передают в уставный капитал другого предприятия;
  • если предприятие меняет налоговый режим, например, переходит с общей системы на ЕНВД или упрощенную;
  • если у предприятия появляется возможность быть освобожденным от уплаты НДС;
  • если имущество после расконсервации будет использоваться для деятельности, не облагаемой НДС.

Консервация имущества – не повод для освобождения предприятия от начисления и уплаты налога на имущество и транспортного налога. Если законсервировано транспортное средство, которое остается на учете в ГИБДД, значит транспортный налог начислять придется. Кроме того, величина налога на имущество станет немного больше при консервации объекта, нежели при его эксплуатации. Связано это с тем, что при приостановлении начисления амортизации, стоимость имущества на консервации не уменьшается. Следовательно, сумма налога на имущество выше, чем по аналогичному объекту в эксплуатации.

Ответы на вопросы по консервации основных средств

Вопрос 1. Предприятием переведено на консервацию помещение. Ежемесячно необходимо оплачивать заработную плату охранника и расход электроэнергии на освещение. Уменьшат ли эти затраты величину налога на прибыль?

Ответ. Да, эти расходы нужно учитывать как внереализационные. При условии, что такие издержки имеют экономическое обоснование и документальное подтверждение, они уменьшат величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопрос 2. Предприятием принято решение для снижения плановых убытков перевести на консервацию все неиспользуемое оборудование. Какой срок будет оптимальным?

Ответ. Для того, чтобы снизить затраты предприятия за счет амортизации, следует переводить имущество на консервацию на срок не менее 3 месяцев. Только такой период дает возможность приостановить начисление износа основных фондов.

Вопрос 3. Сохраняется ли за организацией обязанность начисления транспортного налога по автомобилю, стоящему на балансе, переведенному на консервацию и не имеющему номерных знаков?

Ответ. Нет, платить транспортный налог в такой ситуации не надо. Обязанность его уплаты сохраняется по имуществу, состоящему на учете в ГИБДД. А это означает, что у автомобиля должен быть паспорт, номерной знак и свидетельство о регистрации транспорта. Если номерные знаки уже сданы в ГИБДД, то автомобиль не может эксплуатироваться по назначению и не облагается транспортным налогом.

Вопрос 4. Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Можно ли уменьшить доходы на величину издержек по консервации основных фондов?

Ответ. Если предприятие начисляет налог с доходов, то в таком случае величина расходов не имеет никакого значения. Когда организация начисляет налоги с разницы между доходами и расходами, то уменьшить доходы можно на те статьи, которые перечислены в ст.346 НК РФ, например расход материалов на содержание имущества на консервации.

Вопрос 5. Предприятием был куплен станок и законсервирован на 1 год. Можно ли учесть расходы на его приобретение при расчете налогооблагаемой базы при УСН?

Ответ. Нет, при этой системе налогообложения можно засчитать только те затраты на приобретение, которые касаются амортизируемого имущества. Поскольку станок переведен на консервацию на 1 год, то амортизация по нему начисляться не будет.

1441897143_award_star_gold_2Спасибо, что читаете нас!

Подпишитесь на наши новости в facebook, чтобы быть в курсе событий!