Как зарегистрировать торговую марку в 3 шага + ответы на вопросы

Перед тем, как зарегистрировать свою торговую марку, прежде всего, необходимо осознать, с чем вам придется столкнуться и с чего необходимо начинать. В данной статье мы рассмотрим как проходит регистрация торговой марки, какие основные этапы

Что такое регистрация торговой марки?

Регистрацией торговой марки можно признать специальную процедуру регистрации государством торгового знака, которая проходит в Роспатенте. По своей сути, это тоже самое, что и патентование.

Этот процесс проходит, основываясь на строго официальном порядке, предусмотренном для средств индивидуализации, и по требованиям этого порядка заканчивается с получением специального свидетельства.

Закон указывает, что ТЗ  (товарный знак) должен обладать определенными качествами для того, что требуемое обозначение могло быть зарегистрировано как товарный знак, и все они сгруппированы в два вида:

  • Первые из них относятся тем, которые служат безоговорочным основанием для отказа и связаны с интересами общества.
  • Вторые связаны с правами других владельцев подобных ТЗ, либо лиц,подавших заявление на регистрацию такого знака.

Преимущества регистрации товарной марки

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — главный акт, на основании которого и происходит эта самая регистрация — все услуги и товары в ней распределены по классам.

Благодаря регистрации, правообладатель будет иметь возможность:

  1. Запретить использования всеми иными особами обозначения, сходные или тождественные с его ТМ по отношению тех товаров или услуг (это же касается и подобных услуги или товаров), для которых эта ТМ и была зарегистрирована
  2. Привлечь к ответственности (как административной, так и уголовной)нарушителей, а так же обратиться за возмещением ущерба, причиненного таким незаконным использованием. При этом совершенно не имеет значения вина нарушителя — он в любом случае обязан немедленно прекратить подобное грубое нарушение прав владельца знака.
  3. Размещать рекламу (в том числе и наружную), и проводить разнообразные рекламные акции и компании во всех доступных СМИ. Это связано с тем, что рекламные агентства не любят использовать незарегистрированные обозначения, поскольку это влечет за собой ненужные проблемы и вопросы
  4. При помощи лицензионного договора передать права на свободное использование своей ТМ, а, соответственно, и получать доход от такого предоставления в виде вознаграждения, которое будет уплачено ему другой стороной договора — лицензиатом.

Этапы регистрации торговой марки

Если вы задумали зарегистрировать свой торговый знак (торговую марку), вам необходимо будет пройти несколько серьезный этапов:

  • Проверка на тождество и сходство
  • Непосредственное заполнение и подача заявления

Этап #1. Поиск и проверка на сходство

Этот этап представляет собой своеобразную предварительную проверку товара или услуги в соответствии со словесной частью знака.

Такой поиск и обнаружение соответствий проводится по нескольким базам:

  • По базе Товарных Знаков, которые уже зарегистрированы
  • По заявкам, находящимся на рассмотрении на данный момент

Подобные заявки подаются в Патентное Ведомство России, которое представляет особое федеральное гос. Учреждение — Федеральный Институт Промышленной Собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а иначе — ФИПС.

Стоит понимать, что этот этап носит сугубо рекомендательный характер, а это означает, что он не является обязательным. Но если ваша ТМ не пройдет подобную проверку до момента подачи заявки, это вполне может быть чревато такой неприятной штукой, как отказ в регистрации.

Стоимость услуги по поиску ТМ в Росии составит:

Стоимость  услуг ведомства ФИПС В соответствии с Приказом Директора ФГУ
Услуги, предоставляемые Патентным Поверенным и патентоведом 50 долларов
Услуги Агентства по осуществлению поиска 20 долларов
Услуги Банка по перечислению валютных средства 20 долларов и 1% от общей суммы перевода

В соответствии с утвержденными расценками, услуги по поиску ТМ, которые могут быть сходны со словесным знаком, который был предоставлен Заказчиком вам обойдутся:

  1. Словесный торговый знак — 260 долларов за один класс, а за каждый дополнительный класс МКТУ необходимо будет заплатить 40 долларов.

Эта стоимость действительна тогда, когда необходимы услуги ФИПС и, соответственно, официальный документ. Но если вы захотите воспользоваться услугами агентства, то тогда это обойдется немного дешевле — отчет будет стоить 200 долларов.

  1. Изобразительный торговый знак обойдется вам в 280 долларов, а также услуги агентства, поверенного и комиссия банка, что вместе составит 370 долларов
  2. Комбинированный торговый знак составит стоимость поиска отдельно по словесному и по изобразительному ТЗ

В соответствии с особыми условиями поиска может быть увеличена и цена:

Поиск по сложным по композиции ТЗ +20% от указанной цены
Поиск на протяжении 14 календарных дней +100%
Поиск на протяжении 5 рабочих дней +200%

Этап #2. Подача заявки на регистрацию

Для того, что бы начать процедуру регистрации своей ТМ, естественно, необходимо подать заявку.

Это имеют право сделать как юридические лица, так и субъекты предпринимательства.

Подобный документ должен содержать:

  1. Бланк заявления (заполненный), в соответствии с которым обозначение будет зарегистрировано в как товарный знак.

В заявлении указывается:

  • Заявитель
  • Адрес местонахождения или местопребывания
  1. Непосредственно обозначение ТМ вместе с описанием
  2. Перечень товаров и услуг, которые будут иметь отношение к регистрируемому ТЗ

Здесь значение имеет МКТУ — Международная Классификация Товаров и Услуг, в соответствии с которой эти самые товары и услуги группируются по классам

Нормативные акты предусматривают следующие документы, которые необходимы при подаче заявки на регистрацию:

Для юридических лиц Для физических лиц
Наименование в соответствии с Уставом и прописанный в нем юридический адрес, КПП, ФИО и должность руководящего лица, имеющего права подписи, контактные данные ОГРН или ОГРНИП, ИНН

В добавление к этом в заявке указывается:

  • Перечень услуг и товаров, для который будет использоваться получаемый ТЗ
  • Изображение ТЗ, которое вписывается в рамки квадрата 8*8 см

Этап #3. Регистрация и выдача свидетельства

После подачи заявки в ФИПС этим органом  производится достаточно сложная экспертиза.

Она проходит в два этапа:

  • Формальная экспертиза
  • Экспертиза самого обозначения

Формальная экспертиза представляет собой проверку правильности заполнения заявки и достоверности ее содержания, верности и своевременности оплаты пошлины, проверку наличия всех требуемых законом документов.

Этот этап не может длиться дольше установленного законом строка — а он составляет 1 месяц.

Естественно, существуют и случаи, в которых этот срок может быть продлен — как правило, если самому заявителю был направлен запрос о наличии в заявке определенных недостатков, и которые он должен устранить.

После прохождения формальной экспертизы заявитель получает на руки решение, в соответствии с которым его заявка принимается на рассмотрение.

Экспертиза обозначения, указанного в заявке является проверкой заявленного ТЗ на его сходство и тождественность с какими-либо ранее зарегистрированными или указанными в заявках на регистрацию ТЗ.

В нее также включается строгое изучение и проверка на предмет наличия основания, которые предусмотрены в законе и могут препятствовать регистрации этого знака. Если все два этапа были преодолены, то заявитель получает Свидетельство на товарный знак.

Именно этот документ удостоверяет исключительное и безоговорочное право его собственника использовать определенный ТЗ или услугу.

Национальная и международная регистрация

Учтите, что защита вашего знака, гарантированная регистрацией торговой марки, будет действительна только и исключительно на территории нашего государства.

Если же вы желаете осуществить и защитить свои права за пределами Российской Федерации, то вам следует использовать другую процедуру регистрации.

Регистрация ТМ на территории России возможна в двух формах:

  • Международная процедура. Она возможна только относительно Мадридской системы международной регистрации, благодаря которой ваш знак будет охраняться на территории 97 государств
  • Национальная процедура. Эта форма немного проще, но и не обеспечит вам защиты вашего знака на территории других государств.

Передача права на торговый знак

Естественно, поскольку владелец ТМ обладает на нее всеми правами, это означает, что он в полной мере может ею распоряжаться любым способом, который бы не шел в разрез с требованиями законодательства.

Владельцу торгового знака дозволено осуществлять:

  1. Уступку товарного знака. Это действие осуществляется в соответствии с особым договором об уступке или отчуждению, и владелец полностью (или только в определенной части) утрачивает свои права по отношению к этому товарному знаку
  2. Предоставление лицензионных прав на его использование. В соответствии со специальным договором все права могут быть переданы владельцем на какое-то определенное время с некоторыми ограничениями — по желанию собственника знака.

Блиц вопросы и ответы по регистрации товарного знака / марки

Вопрос №1. Какой срок регистрации торгового знака?

По стандарту сама процедура регистрации  составляет от одного до 1,5 лет, включая день подачи заявки и заканчивая выдачей свидетельства

Вопрос №2. Какие сроки действия свидетельства о регистрации ТМ?

Такое свидетельство будет действительным на протяжении 10 лет с момента подачи заявки, но никто не ограничивает его владельца в праве продлевать его на каждый последующий подобный период (10 лет).

Такое продление может быть осуществлено исключительно по заявлению правообладателя, которое может быть подано на протяжении последнего года, когда это право будет действовать.

Вопрос №3. Какие существуют способы подачи заявки на регистрацию?

Подобная заявка должна быть подана любым удобным заявителю путем, а именно:

  • По почте

Почтовый адрес, по которому необходимо направить корреспондецию:

Бережковская набережная, д.30, корпус  1, Москва, 125993, РФ

  • Самостоятельно в пункт приема заявок по вышеуказанному адресу
  • По факсу

В таком случае оригиналы документов должны быть предоставлены на протяжении месяца с момента отправления факса вместе с письмом, которое бы идентифицировало поступившие ранее по факсу оригиналы.

  • При помощи электронно-цифровой подписи

Вопрос №4. Какая процедура рассмотрения заявки на регистрацию торговой марки?

  • После того, как заявка была подана, она проходит следующие процедуры:
  • Непосредственно прием и регистрация поданного заявления
  • Публикация в официальном бюллетене ведомства данных о заявке
  • Проверка своевременности и правильности оплаты пошли — формальная экспертиза
  • Проверка обозначения
  • Рассмотрения различных заявлений, ходатайств, которые заявитель может подать по собственному желанию
  • Сама регистрация в Государственном реестре и дальнейшая публикация сведений о ней, а также выдача соответствующего свидетельства

Вопрос №5. Какие товарные знаки могут быть не допущены к регистрации?

К таким знакам закон относит:

1_ Обозначения, которые не имеют различительной способности. Такими обозначениями являются, к примеру:

  • Отдельные буквы, цифры, которые не обладают специфическим графическим изображением, отдельные сочетания букв без смысла, линии и фигуры без композиции
  • Схематическое или натуральное изображение товаров, которые владелец хочет зарегистрировать как товарный знак
  • Трехмерные объекты, чья форма определяется только функциональными особенностями
  • Определенные общепринятые наименования, сокращения и аббревиатуры

2_ Обозначения, которые состоят исключительно из элементов:

  • Вошедших во всеобщее употребление
  • Общепринятых символов
  • Относящихся к характеризованию товаров (вид, свойства, качества и тому подобное)
  • Составляющих общепринятую форму товара