Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

Автор статьи

Ольга Лазарева

2 минуты на чтение
2 463 просмотров
Содержание Содержание

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году.

Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого — поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2016 года

 Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2016 года подготовить проекты законов. Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования. Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов. Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2017 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2024 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

Достоинства Недостатки
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменов Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки
Упрощение отчетности для плательщиков взносов Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам

Администрирование страховых взносов: для чего нужна передача функций?

С 2010 года фискальными функциями были наделены внебюджетные фонды, которые и исполняли их до сегодняшнего дня. Ранее существовал единый социальный налог, сбор которого подчинялся налоговому ведомству. Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: «Единый социальный налог: расчет, декларация»), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу. Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года. Они посчитали это нецелесообразной и излишней нагрузкой на субъектов экономической деятельности – отчитываться и уплачивать сборы, налоги по одному физическому лицу компаниям пришлось в четыре различных места вместо одного, как это было при ЕСН.

Результатом стало обращение бизнесменов к российскому правительству с предложением создать единый орган, который объединит в себе функции администрирования страховых взносов и налогов. Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обдумать возможность возврата к единому администрированию платежей налоговой службой. Однако однозначного мнения тогда не удалось сформировать, и до 2016 года функции по сбору страховых платежей с доходов физических лиц возлагались на фонды внебюджетного характера.

Было мнение, что даже при передаче администрирования страховых взносов налоговой службе у плательщиков все равное останется обязанность по подаче персонифицированной отчетности в фонды, а потому смысл в объединении всех платежей в налоговом органе теряется.

Кроме того, возврат налоговых функций по администрированию взносов повлечет за собой существенные траты денежного характера, а также потребует значимые передвижения в кадровом составе как внебюджетных фондов, так и налоговой.

Все эти моменты на время приостановили реформу в отношении администрирования, малый и средний бизнес выступал за передачу взносов под юрисдикцию ФНС, крупный бизнес был категорически против.

К 2015 году этот вопрос был поднят Госдумой. Рост задолженность по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Результатом стало решение Владимира Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде указа №13 от 15 января 2016 года.

По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи