Журнал медицинского осмотра водителей

Автор статьи

Виктория Ананьина

2 минуты на чтение
557 просмотров
Содержание Содержание

Журнал предрейсового медосмотра представляет собой документ учёта состояния водителей, который относится к числу обязательных для всех работодателей, чья деятельность связана с эксплуатацией автомобильного транспорта. Рассмотрим, как он составляется, что должен включать в себя осмотр, и какие санкции несут работодатели за допуск шофёров без медосмотра.

Для чего нужен журнал медицинского осмотра водителей перед и после рейсов и смен?

Управление транспортными средствами (ТС) относится к деятельности повышенной опасности. Водители должны быть трезвыми и не иметь иных проблем со здоровьем: наркотического опьянения, повышенного или пониженного давления, мигрени, жара и т. д. Поэтому организации и ИП, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, обязаны организовать осмотр водителей медработником перед рейсами и после них.

Важно! Исключением из этого правила являются водители экстренных служб (МЧС, скорая помощь, пожарные и т.д.). У них осмотры должны проводиться перед сменами и после их завершения, так как они не имеют планового расписания рейсов.

Это правило установлено следующими законодательными актами:

  1. ФЗ № 196 от 10.12.95 г. – регулирует основные положения об обязательном медосмотре водителей.
  2. Приложение №1 Приказа Минздрава России от 15.114 г. № 835H – регламентирует обязанность работодателей об организации медосмотров перед сменами и рейсами, а также после их завершения.
  3. Письмо Минздрава России от 21.08.03 г. №2510/9468-03-32 – регулирует необходимость установления положений об обязательном медосмотре в каждой организации и у ИП, а также отражения результатов осмотров в специальном журнале.
  4. Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 г. №555 – устанавливает рекомендованный образец журнала медосмотра водителей, который с тех пор он не претерпел изменений.

Кто обязан вести журнал учёта медосмотра водителей?

Осмотр водителей могут проводить только врачи и фельдшеры. Зачастую на них же и возложена обязанность по ведению журнала учёта. В некоторых случаях данные могут вноситься младшим медицинским персоналом. Однако ответственность за достоверность сведений в журнале несут лица, проводившие осмотр.

В крупных организациях имеются собственные медкабинеты, где врачи проводят осмотры водителей и на их основе ведут журнал. Небольшим предприятиям и ИП выгоднее заключить контракт с лицензированным медучреждением. При этом не имеет значения является ли медицинская организация частной или государственной.

Читайте также статью ⇒ Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: особенности заполнения.

Утверждение положения о необходимости ведения журнала медосмотра водителей

Все организации и ИП, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, обязаны утвердить внутреннее положение о медосмотрах водителей. В нём должны быть отражены следующие сведения:

перечень процедур проводимых медработником;

  • полное содержание медосмотра водителей;
  • условия, необходимые для проведения осмотра;
  • критерии, влияющие на допуск или не допуск водителя;
  • перечень обязанностей штатного медработника или сотрудников медучреждений, выполняющий осмотр по договору.

В большинстве случаев организации ведут два журнала. В первом отражаются сведения о предрейсовых или предсменных медосмотрах. Во втором фиксируются данные освидетельствования водителей после рейсов или смен. Это правило регламентировано в 14 пункте Приказа Минздрава России от 15.12.14 г. № 835H.

Предрейсовый (предсменный) журнал обязателен для всех водителей. После рейсов (смен) журнал обязателен лишь для водителей пенсионного возраста, а также для водителей, страдающих хроническими заболеваниями и тех, кто занимается перевозкой пассажиров и опасных грузов. Однако в большинстве случаев работодатели при разработке положения о медосмотре устанавливают обязательство проходить осмотр всем водителям после каждого рейса (смены). Это разрешено и не является нарушением законодательства.

Каким должен быть журнал медицинского осмотра водителей?

Журнал медицинского осмотра водителей может вестись в виде бумажного или электронного документа. В первом случае он должен быть пронумерованным, сшитым и на месте шнуровки запломбированным печатью предприятия или ИП. Если же журнал ведётся в электронном виде, то сведения заверяются ЭЦП (электронно-цифровой подписью), в соответствии законодательными актами о защите персональных данных.

Важно! При ведении журнала в электронном формате работодатели должны предусмотреть возможность постраничной распечатки журнала осмотра.

Что должно быть отражено в журнале медосмотра водителей?

По действующему законодательству унифицированная форма журнала не установлена. Каждое предприятие может утвердить собственную форму этого документа, но существует перечень обязательных граф, которые должны быть в нём отражены. По сути, все они перечислены в рекомендованном образце журнала, который утверждён Приказом Минздрава СССР №555. В соответствии с этим документом в форме должны присутствовать следующие сведения:

  1. Дата медосмотра и его номер, установленный в соответствии с порядком в журнале.
  2. Данные водителя (обязательны лишь ФИО и номер табеля, но можно указывать и другие сведения).
  3. Наличие жалоб на самочувствие у водителя.
  4. Результаты осмотра: содержание алкоголя в организме, наличие/отсутствие признаков наркотического опьянения, показатели измерения давления, температуры тела, пульса.
  5. Причина обращения.
  6. Подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

Важно! Перечень обязательных пунктов идентичен и для журнала предрейсового (предсменного) осмотра, и для журнала послерейсового (послесменного) осмотра.

Как проводится осмотр водителей и из чего он состоит?

Перед рейсом (сменой), а в некоторых случаях и после рейсов (смен), штатные водители компании обязаны пройти медосмотр. Он должен включать в себя следующие процедуры:

  • анализ состояния кожного покрова (пятна, кровоподтёки, гематомы и т. п.);
  • проверка состояния зрачков (расширенные, суженные), а также реакция глаз на световой раздражитель;
  • осмотр слизистой оболочки ротовой полости;
  • проведение опроса водителя, нацеленного на выявление жалоб (к примеру, наличие головной боли и т. п.);
  • проведение измерений давления, пульса, температуры;
  • анализ на наличие алкоголя, наркотических и/или психотропных препаратов.

В большинстве случаев последний пункт состоит из визуального осмотра и проверки на алкотестере или ином инструменте, помогающем определить содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Однако при наличии подозрений у врача может проводиться анализ мочи или крови в лабораторных условиях.

При выявлении любого отклонения от нормы или при наличии жалоб врач устанавливает запрет на выход в рейс (смену). Каждый запрет подлежит учёту. Отстранённые водители обязаны в тот же день обратиться в поликлинику и получить справку об открытии листа нетрудоспособности или документ, указывающий на отсутствии основания для его открытия.

Читайте также статью ⇒ Компенсация коммунальных услуг медицинским работникам.

Какая ответственность предусмотрена за выпуск шофёров в рейс без осмотра?

Допуск водителей на линию без проведения осмотра у врача является нарушением административного характера. В соответствии с КоАП России оно является основанием для начисления штрафных санкций:

  • ИП и лица, ответственные за допуск водителей наказываются штрафам от 15°000 до 25°000 руб.;
  • организации будут обязаны выплатить штраф от 110°000 до 130°000 руб.

Повторное правонарушение повлечёт за собой увеличение штрафа до 40000 и 200000 руб. соответственно, а также возможность установления дисквалификации водителя от 1 до 3 лет и/или заморозки деятельности предприятия на срок до 90 календарных дней.

Добавить комментарий

Рекомендуем похожие статьи